Светлана Николаевна Пучкова
Дидактическая игра «Речевые кубики»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Речевые кубики»
Направленность: речевое и познавательное развитие.
Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
Цель:
Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.
Публикация «Дидактическая игра „Речевые кубики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2016
Задачи:
1. Развивать речь детей:
• вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ.
• Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
• Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
• Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. (игры на обобщающем кубике).
• Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
• Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. (д/и «Что бывает круглым?»)
• Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один – много»)
• Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (д/и «Скажи ласково»).
• Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. («Веселый счет»).
• Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. («Кто кем был?; Кто кем будет?»)
2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.
3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.
Материал: пластмассовые кубики: "Фигуры", "Числа", "Животные", "Обобщающий", карточки с заданиями к каждому кубику.
Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.
Ход игры:
Для каждого кубика имеется своя карточка с заданиями. Для удобства для я сделала для красного кубика – красную карточку, для синего – синюю, для зеленого – зеленую карточку. Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.
Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.
Кубик «Фигуры»
На гранях кубика изображены следующие предметы:
1. Круг - назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым)
2. Квадрат - назвать предметы квадратной формы из того, что окружает ребенка.
3. Разноцветные фигуры с неровными контурами (вопросы из серии «Что бывает красным, зеленым, желтым, синим…»)
4. Маленький – большой треугольники:
Задание «Кто кем (чем) станет?»
«Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
«Кто кем (чем) был?»
Кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — ткань, ботинки — кожей, дом — кирпичом, сильный — слабым
5.Два квадрата белого и черного цвета.
Задание «Скажи наоборот».
Примеры задания: высокий-низкий, горячий-холодный, узкий – широкий, большой – маленький, тяжелый – легкий, слабый – сильный…
6.Один круг слева и три круга справа:игра «Один – много».
Задания: : Стол - столы; двор — дворы; нос — носы; гора — горы; нора — норы; мост —мосты; дом — дома; глаз — глаза; луг — луга; город — города; провод — провода; холод — холода; день — дни; пень — пни; сон — сны; лоб — лбы; ухо — уши; стул — стулья; кол — колья; лист — листья; перо — перья; крыло — крылья; дерево — деревья; носок — носки; чулок — чулки; кусок — куски; кружок — кружки; дружок — дружки; прыжок — прыжки; утенок — утята; гусенок — гусята; цыпленок — цыплята; тигренок — тигрята; слоненок — слонята.
Кубик «Животные»
На гранях моего кубика изображены такие животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж. (картинки можно менять по желанию).
Вопросы:
1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему) .
2. Назови ласково. (например, если выпала картинка с лисой, то ласково – лисичка)
3. Назови детеныша (например, детеныш – лисенок. То же самое с другими животными).
4. Кто где живёт?
5. Чем питаются?
6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).
7. «Что делают животные?»
Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ;
лиса – бежит, охотится, отдыхает;
корова – мычит, пасется на лугу, жует траву, дает молоко;
заяц – прячется, прыгает, скачет, ест, боится; и т. д.
8. Чья голова? Чья лапа, хвост? (у кошки голова – кошачья, у лошади голова – лошадиная, у зайца голова – заячья, у лисы голова – лисья, у собаки голова – собачья, у коровы голова – коровья и т д.)
Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить - игра «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.
Кубик «Обобщающий».
В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число. На гранях кубика изображены картинки:
1. картинка «помидор».
2. картинка «яблоко».
3. Картинка «малина».
4. Картинка «дерево».
5. Картинка «цветок».
6. Картинка «грибок».
Задания: назвать столько овощей, фруктов, деревьев, цветов, грибов или ягод, сколько выпадет на одновременно бросающемся кубике "Числа".
Дополнительные вопросы
1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле) .
2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.
3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .
Кубик «Числа»
На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока, согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки).