Ольга Тюфякова
Дидактическая игра «РечеДиск» как средство речевого развития детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «РечеДиск»
как средство речевого развития детей 6-7 лет.
[/b]
Темочки:
Началом формирования речевой деятельности ребенка и знакомства его с основами грамоты является дошкольный возраст. Хорошее владение ребенком речью это условие успешного овладения программным материалом и важным этапом познавательного развития, это условие успешной коммуникации в социуме и активной самореализации в жизни.
Развитие речи детей и подготовка их к обучению грамоте для меня актуальная тема, т. к. я воспитатель смешанной группы для детей 5-7 лет. К тому же, и тема моего самообразования тоже связана с игрой и речевым развитием дошкольников.
Для решения задач развития речи и подготовке детей к обучению грамоте в старшей и подготовительной группе, мною была изготовлена дидактическая игра «РечеДиск», которую и представляю вашему вниманию.
В поиске материала для изготовления игры я остановилась на музыкальных аудиодисках, которые утратили свою актуальность в цифровую эпоху и пылятся в наших ящиках и кладовках.
Дидактическая игра представляет собой музыкальные аудиодиски, на которых наклеены изображения разных предметов, в зависимости от поставленных образовательных задач. Данные диски устанавливаются парно на подставку, изготовленную (в моем случае) из дерева, куска ненужной фанеры, с двумя втулками.
Вариантов заданий при работе с дидактической игрой «РечеДиск» множество, начиная от простых до более сложных. Вот какие варианты создала я:
«Рифмовочки» - детям предлагается подобрать пары рифмующихся слов.
Вариант игры: один из игроков раскручивает свой диск, другой играющий подбирает картинку название которого рифмуется с заданной картинкой (шишка-мишка; гном-дом; ложка-кошка).
«Составь предложение» - дети упражняются в составлении предложений различного вида, используя заданные слова.
Вариант игры: каждый игрок раскручивает свой диск, затем по очереди играющие придумывают предложения с теми словами, которые выпали на дисках.
«Составь слово» - дети упражняются в составление двусложных слов.
Варианты игры: один ребенок задаёт слог, другой подбирает к нему второй слог, чтобы получилось слово. Может один ребёнок составлять двусложные слова. Могут играть педагог с ребёнком.
«Подбери букву» - дети упражняются в определении первого звука в слове; закрепляют знания пройденных звуков и букв.
Вариант игры: для каждой картинки ребенок подбирает букву, с которой начинается слово; предварительно определив, какой первый звук слышится в названии картинки.
«Определи количество слогов» - дети упражняются в делении слов на слоги и определять их количество в слове;
Вариант игры: для каждой картинки ребенок подбирает цифру, которая соответствует количеству слогов в заданном слове.
«Короткое/самое длинное слово» - дети упражняются в делении слов на слоги и определении «короткого» и «длинного» слова.
Вариант игры: для каждой картинки (на одном диске) ребенок подбирает полоску (на другом диске) подходящей длинны: короткую или длинную.
«Найди место звука в слове» - дети упражняются определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Вариант игры: на диске слева один ребенок (или взрослый) показывает картинку, второй ребенок на диске справа должен найти схему, соответствующую место заданного звука в слове.
Примерно по том уже принципу строится игровое упражнение «Гласный/согласный; твердый/мягкий; глухой/звонкий» - в котором дети упражняются выделять главные характеристики звуков;
«Найди похожее слово» - дети упражняются в различии созвучных слов, отличающихся 1 звуком. Формируется фонематический слух (коса – коза, удочка-уточка, мышка-мишка).
Вариант игры: один ребенок (или взрослый) показывает одну картинку и называет ее, а второй ребенок на втором диске ищет созвучное слово, имеющее свой смысл. Вместе дети определяют какие звуки меняют слова (Осы –Усы).
Дидактическую игру «РечеДиск» в парной и индивидуальной форме я провожу с детьми в утренний прием и вечером, что позволяет мне отработать с детьми их затруднения в речевом развитии, которые мешают динамичной работе на фронтальном занятии ( например: определение гласного и согласного звука, твердого и мягкого, звонкого и глухого звука). Так же дети могут самостоятельно, без меня, играть в эту игру.
Озвученные варианты игры «РечеДиск» я применяю и в индивидуальной и парной работе со своими воспитанниками, которым рекомендована образовательная программа для детей с нарушением речи (так называемые дети со статусом ОВЗ).
Используя дидактическую игру «РечеДиск» можно решать следующие задачи:
- закреплять правильное звукопроизношение;
- развивать фонематический слух;
- подбирать слова близкие по звучанию;
- учить называть слова с заданным звуком;
- развивать умение интонационно выделять звук в слове;
- учить находить одинаковые звуки в словах;
- определять количество слогов в слове
Достоинствами дидактической игры «Рече Диск» считаю: её вариативность, доступность, безопасность. При использовании данного пособия процесс обучения, усвоения любого материала проходит в доступной и привлекательной игровой форме. Его можно использовать в самостоятельной и игровой деятельности детей, для решения различных задач развития и воспитания дошкольника.
Проводя занятия по коми языку, я сталкиваюсь с недостатком дидактического материала, а данное пособие подтолкнуло меня к созданию похожей игры для закрепления словарного запаса на коми языке по теме «Ворса пемосъяс»
для создания с использованием дисков является актуальным и также применяется мною по обучению дошкольников коми разговорной речи.
Недостатками данной разработки я бы назвала сложность использования игры с музыкальными дисками во фронтальной работе с детьми, на занятии. Маленький размер дисков не позволяет применить их для демонстрации на занятии со всеми детьми группы. Этот недостаток побудил (натолкнул) меня на создание игрового пособия больших размеров, с тем же принципом игры и также, направленным на задачи речевого развития детей. Над изготовлении которого я работаю в настоящее время.
Представленная дидактическая игра может быть трансформирована и применена в любой образовательной области; и возможно найдет место в вашей работе с детьми.
Спасибо за внимание!