Марина Столярова
Дидактическая игра по речевому развитию и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуковые карточки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребёнка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребёнка во всестороннем развитии и становление личности. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Публикация «Дидактическая игра по речевому развитию и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Звуковые карточки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2021
Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается тенденция «плохоговорящих» детей. Во многом это связано с тем, то дети мало говорят, увлекаются компьютерными играми и просмотрами мультфильмов. Родители, в силу своей занятости, мало времени уделяют разговорам с детьми, чтению художественной литературы с последующим обсуждением, играм по развитию речи.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у него развивалась правильно и своевременно. Потому как всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.
Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. Именно поэтому, я стараюсь большое внимание уделять работе по речевому развитию старших дошкольников через игру.
Во время проведения образовательной деятельности и в свободное от нее время читаю детям художественную литературу, учу с ними стихи, предлагаю составить предложения и рассказы по картинам и сюжетным карточкам-картинкам. Чтобы развитие связной речи и обучение грамоте проходило интереснее, я использую дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию игру, сделанную самой.
Задачи:
Речевое развитие : расширять словарный запас детей; составлять предложения из 3-5 слов; уметь развивать сюжетную линию в серии карточек-картин; развивать слуховое внимание, умение определять место звука в слове, способность выделять гласные и согласные звуки; умение характеризовать звуки в слове; умение объединять звуки в группы; различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Познавательное развитие : совершенствовать умение составлять звуковой анализ слов.
Социально-коммуникативное развитие : развивать умение объяснять сверстникам правила игры; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Содержание: игра состоит из карточек-картинок с изображениями предметов разнообразной тематики (животные, овощи, фрукты, предметы, мебель, посуда, насекомые и др.); карточки красного, зелёного, синего, чёрного цветов, обозначающие звуки; буквы на синем, зелёном и красном фонах, обозначающие гласные, твёрдость и мягкость согласных звуков; счётные палочки для обозначения слов в предложении и слогов в слове.
1. Вариант «Найди слова».
Цель: развивать умения выделять в словах первый звук, слуховое внимание.
Ход игры: Дети выбирают карточки с изображениями на картинках предметов, названия которых начинаются на первый звук в слове. (например, К- кот, кузнечик, клоун и др.)
2. Вариант «Звуковая цепочка».
Цель: развивать умение находить слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова, изображения которого соответствует картинке на карточке; слуховое внимание.
Ход игры: Дети выстраивают цепочку из карточек по типу игры «Домино», называют слова, первый и последний звуки в словах. (например, КузнечиК - КроТ – ТарелкА - АквариуМ и др.)
3. Вариант «Определи место звука в слове».
Цель: развивать умение определять место звука в слове – в начале, в середине, в конце; расширять словарный запас.
Ход игры: выложить из карточек изображения предметов с нужным звуком в ряды. (например, звук «а» : в слове «Аквариум» звук «а» в начале слова, в слове «подАрок» звук «а» в середине слова, в слове «репкА» звук «а» в конце слова)
4. Вариант «Слоги».
Цель: развивать умение делить слова на слоги, слуховое внимание; расширять словарный запас.
Ход игры: выкладывать фишки в ряд по количеству слогов в слове. (например, «вилка» - две фишки, т. к. 1 – «вил», 2 – «ка»)
5. Вариант «Звуки в словах».
Цель: развивать умение составлять звуковой анализ слов.
Ход игры: выложить соответствующие звукам фишки по условным обозначениям: красная фишка – гласный безударный звук, чёрная фишка – гласный ударный звук, синяя фишка – согласный твёрдый звук, зелёная фишка – согласный мягкий звук. (например, «клоун» - синяя, синяя, чёрная, красная, синяя фишки)
6. Вариант «Твёрдый. Мягкий».
Цель: развивать умение находить карточки с изображением предметов, в названиях которых есть мягкий согласный, твёрдый согласный звук в слове.
Ход игры: выложить карточки с нужным звуком.
7. Вариант «Составь предложение».
Цель: совершенствовать умение составлять предложения из 3-5 слов по изображениям на карточках.
Ход игры: составить предложение из нескольких слов. (например, «Собака лает на кота», 4 слова в предложении; «Заяц грызёт (кушает, ест) морковку», 3 слова в предложении)
8. Вариант «Сочиняем сказку».
Цель: развивать умение детей составлять сказку (рассказ) по нескольким картинкам из 5-6 последовательным предложений. Развивать фантазию, творческие способности.
Ход игры: предложить составить небольшую сказку или рассказ по серии картинок по выбору педагога или ребёнка.
Примечание: игру можно использовать как в совместной деятельности детей и педагога, в свободной деятельности детей, так и в индивидуальной работе с детьми.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.
2. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет, МОЗАИКА СИНТЕЗ, М., 2018 г.
3. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2018 г.
4. В. В. Гербова. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2018 г.
5. Рабочая программа – образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н. Ф. Шутова городского округа Сызрань Самарской области СП «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №14 г. о. Сызрань.
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-6 лет» М. : «Вентана-Граф»; 2017 г.
7. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет» М. : «Вентана-Граф»; 2017 г.