Кононенкова
Дидактическая игра «Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников «Колосок» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области
Дидактическая игра «Русская матрёшка»
Воспитатель Кононенкова Р. Н.
Дидактическая игра «Русская матрёшка»
(для детей 5-6 лет)
С давних пор живет матрёшка
Как самый яркий, русский сувенир,
Она идёт от сердца к сердцу
И ей любуется весь мир
Публикация «Дидактическая игра „Матрёшка“» размещена в разделах
Цель игры: Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла; развивать сенсорные навыки детей; дать представление о цветовой гармонии; помочь увидеть необычное в обычном, обогатить кругозор детей об игрушке, поддерживать интерес и любознательность детей; учить получать радость от узнавания нового. Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, а так же развитию творческих способностей, остроты мышления, гибкости ума. Воспитывать у детей чувство гордости за умельцев и мастеров
Дидактическая игра «Угадай роспись»
Дидактические задачи : закрепить умения детей узнавать и называть ту или
иную роспись народного промысла, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент узора, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за умельцев и мастеров.
Материал: Матрёшки с изображениями различных узоров народного промысла (Хохломская, Дымковская, Городецкая, Гжель.) (Приложение)
Игровые правила: Каждый игрок выбирает матрёшку, дети поочередно друг другу задают вопросы о матрёшке. Угадывающий должен отгадать, данная матрёшка с росписью узора какого народного промысла. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т. е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.
Д/и «Узнай элементы узора и построй дорожку»
Дидактические задачи : уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал: Маленькие квадратные карточки с отдельными элементами узора, среди которых 4 варианта узора,отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила: каждому выбрать и определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора его матрёшки.
Ход игры: Игроки (не более 4) выбирают матрёшек внимательно рассмотрев их, играющие выбирают карточки с элементами, которые встречаются в узоре его матрёшки, и выкладывают из маленьких квадратных карточек, дорожку. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. Нужно правильно выбрать карточки и определить сколько карточек в дорожке. У кого дорожка самая длинная, у кого самая короткая.
Д/и «Собери предметы народного промысла для своей матрёшки»
Дидактические задачи : закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять
умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять
элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать
эстетический вкус.
Материал: прямоугольные карточки с предметами разных народных промыслов,тарелки,матрёшки.
Игровые правила: игроки( 4-5)выбирают матрёшку подбирают карточки в соответствии с народным промыслом к которому относится их матрёшка. Выигрывает тот, кто первым и правильно выберет карточки.
Ход игры: Количество участников (3-4) Ведущий раздает каждому большую матрёшку, Карточки перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают предметы народного промысла изображённые на карточках для своей матрёшки.
Приложение 1
Гжель.
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись… (гжель).
___
Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!
Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки.
Неужели, неужели, вы не слышали о (Гжели).
___
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая (Гжель)
Городецкая роспись.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись (Городца).
___
Есть на Волге город древний по названью – Городец.
Славиться по всей России своей росписью творец.
Распускаются букеты ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки ты увидишь чудеса!
Конь бежит, вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!
Дымковская игрушка.
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
___
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
___
Через горные отроги, через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –
Точно солнечный цветок, да алеет гребешок.
Хохлома.
В деревне Семёново - в русском краю,
Стояли избушки там в бытность свою.
И пели там птицы, кормила земля.
И жёлтая ржица ласкала поля.
Леса там родили рябину, цветы.
И люди там жили, лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше для жителей тех-
Писали на чашах узор для потех.
Писали узоры их руки, души.
Молились в соборах, чтоб не было суши.
А в этих узорах рябиновых лоз.
Царили соборы, леса и покос.
Там музу вершил кистью русский народ.
И сказку творил, нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась в ковши и дома.
Вот так зарождалась у нас (Хохлома).
___
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют (Хохломой).
Приложение 2
Загадки:
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (Хохлома)
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо птица-
Это значит … (Городец)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда? (Из Гжели)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша ….(Русская матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
( Ответ: Матрёшка)
Приложение 3
Стихи
Считалочка.
Мы — красавицы матрёшки
Разноцветные одежки.
Раз — Матрёна.
Два — Малаша,
Мила — три.
Четыре — Маша.
Маргарита — это пять.
Нас не трудно сосчитать.
(В. Степанов)
Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрёшками зовут!
Песенка «Веселые матрёшки»
Мы — веселые матрёшки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах ходим пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
***
Подарили Маше
Матрёшку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой её немножко,
Там внутри — ещё матрёшка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрёшек – все в одной
Могут спрятаться порой.
(Л. Громова)
***
Эти русские матрёшки,
Разноцветные одёжки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдёшь.
(Джулия Рум)
***
Ой, ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой, ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
(С. Иванов)
***
Кукла славная — матрёшка,
Где-же ручки,
Где-же ножки?
Ах, какие щёчки,
Красные, румяные,
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Вот матрёшка — мама,
Вот матрёшки — дочки,
Ротик — будто ягодки,
Глазки — будто точки!
Мама песенку поёт,
Дочки водят хоровод,
Маме хочется покой -Прячутся одна в другой!
(А. Кулешова)
***
Вот они Матрёшеньки,
Все они милёшеньки,
Все с аленькими щёчками
Под пёстрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие.
***
У тетушки Матрёшки
Дом большой, хороший.
В этом доме семь дверей,
Семь светлиц для дочерей.
В каждой светлице
Сидит по девице.
***
Куда идешь, Матрёшка?
За ягодой морошкой.
Принесу морошки
Полные лукошки.
Приходите в воскресенье,
Угощу вареньем.
1. Дидактическая игра
«Угадай какая роспись»
2. Дидактическая игра
«Собери предметы народного промысла для своей матрёшки»
3. Дидактическая игра
«Узнай элементы узора и построй дорожку»