Анна Пиндак
Методическая разработка дидактической игры «Математическая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Родничок"
комбинированного вида
рабочего поселка Солнечный
Солнечного муниципального района Хабаровского края
Дидактическая игра (пособий) по математическому развитию детей дошкольного возраста
Пиндак Анна Владимировна,
воспитатель
Публикация «Методическая разработка дидактической игры „Математическая карусель“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Следовательно, одна из важных задач воспитателя - развить у детей интерес к математике в дошкольном возрасте, привить ребенку интерес к познанию.
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности.
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей детей, наиболее оптимальным являются развивающие игры.
Игра «Математическая карусель»
Цель: Эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников через игру.
Дидактический материал : Основа с закрепленными на ней пластинками разного диаметра: верхняя пластинка – цифры от 1 до 10, вторая пластинка – знаки «+», «-» (знаки расположены поочередно, третья пластинка – цифры от 1 до 10, четвертая пластинка – знак «=» и цифры от 0 до 20.
Ход игры : Игровые действия по принципу игры «Поле чудес». Ребенок крутит первую пластинку, после остановки стрелка указывает на выпавшую цифру, далее ребенок крутит следующую пластинку и,случайным образом, выбирает действие, которое он будет выполнять (сложение или вычитание, затем крутит третью пластинку и выбирает следующую цифру. При помощи четвертой пластинки ребенок подбирает цифру, которая является ответом к данному примеру или задаче.
При выборе своей игры я руководствовалась следующими принципами:
- совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения;
- повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий;
- индивидуальность — учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безоценочность: при проведении игры исключаю замечания, считаю гораздо важнее и эффективнее - поддержка и поощрение каждого ребёнка. Это создает положительный эмоциональный фон, естественную творческую обстановку, стимулирует активность детей.
В результате реализации этих принципов создавала условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности.
Игра «Математическая карусель» :
• Развивает мыслительные умения: анализировать, обобщать, абстрагировать.
• Помогает усвоить элементарные навыки мышления.
• Развивает познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю.
• Развивает интеллектуальные способности детей.
Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В игре скрыта возможность самостоятельно находить ответы. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др., приобретённые в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.
Главная цель дидактической игры - эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребёнка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игры с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- познакомить детей с данной игрой, развивать интерес к игре;
- формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно ;
- развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность, вызвать интерес к поставленным задачам.
Выделение обучающих и развивающих задач подчиняла основной цели: развитию познавательных способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения.
Таким образом, я вооружила детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящих в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли. Стараюсь использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей.
Важно помнить о главном - не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…
Пособие представлено в виде пирамиды из четырех вращающихся дисков разного диаметра и стрелки. Три диска разделены на 10 частей (на первом и третьем дисках – цифры от 1 до 10, на втором диске – знаки «+» и «-», четвертый диск разделен на двадцать частей, на нем цифры от 0 до 20.
В ходе вращения дисков № 1 и № 3 дети выбирают цифры для сложения или вычитания (знаки «+» и «-» помогает выбрать диск № 2). Правильный ответ ребятам поможет найти диск № 4 (с цифрами от 1 до 20).
Игра предназначена для детей от пяти до семи лет.
При помощи данной игры можно не просто решать математические примеры и задачки, но и разрешать проблемные ситуации. Например, предложить пример на вычитание, в котором на первом диске выпадает число меньше, чем второе. Ребенку необходимо выйти из этой ситуации выбрав другую цифру и объяснить, почему нельзя из меньшего вычесть большее.
Главная цель игры - эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников через игру, развитие познавательных способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения.
Таким образом, вооружив детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению, при помощи изготовленной мной игры «Математическая карусель», я помогаю детям развивать умственную активность, самостоятельность мысли. А систематические упражнения в решении задач можно использовать не только в совместной игровой деятельности детей и педагога, но и в самостоятельных играх детей.
Важно помнить о главном - не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…