Альбина Култаева
Методическая разработка «Игры народов Крайнего Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Игры народов Крайнего Севера
Дидактические игры и упражнения по Северной тематике
(средний дошкольный возраст)
Составила воспитатель:
Култаева А. Б
Норильск 2017 г.
Дидактическая игра «Кто скорее соберет».
Цель. Учить детей группировать грибы, ягоды, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку (Модели — луг, тундра, горы, дисциплинированность).
Публикация «Методическая разработка „Игры народов Крайнего Севера“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры народов севера
- Народы севера
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Игровое правило. Собирать грибы и ягоды только в соответствии с пометкой — значком на корзине (на одной приклеена картинка «гриб», на другой — «ягода»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие грибы и ягоды.
«А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку "гриба" или модель "тундры") надо собрать грибы, а в эту (где нарисована ягода — модель "гор") овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в тундре или на горах».
Грибы и ягоды воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: грибников и ягодников (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают грибы и ягоды в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот гриб или ягода).
После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Дидактическая игра: "Веришь - не веришь".
Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают да или нет. - Верите ли вы, что зима наступит после осени?
- Верите ли вы, что пингвины живут на Севере?
- Верите ли вы, что красное море спелое?
- Верите ли вы, что у нас 6 океанов?
- Верите ли вы, что айсберги находятся в Северном Ледовитом океане?
- Верите ли вы, что бурые медведи живут на Севере?
- Верите ли вы, что белые медведи питаются мхом?
Дидактическая игра: "Спасатели".
Цель: развитие фантазии и воображения ребенка.
Проблемная ситуация: спасите северных животных. (Поместить животных в благоприятные условия: далекие холодные планеты, смена теплой шубы на более легкую, создание оазисов, аналогичных северным условиям, наделение северного животного особенностями животных жарких стран)
Игровое упражнение «Почтальон принес посылку».
Цель. Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие. Составление загадок о цветах, ягодах и грибах.
Материал. Воспитатель вкладывает картинки с изображением цветов, ягод, грибов по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные цветы, ягоды и грибы. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
(речевое упражнение с использованием предметных картинок).
Цель. Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера.
ОПИСАНИЕ. — Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.)
— Это идет большой. (олень). За ним идет мама. (олениха) с маленьким. (олененком).
— В море плывет. (морж) с мамой. (моржихой) и маленьким. (моржонком).
— На нас смотрит огромный. (тюлень). Рядом с ним — мама. (тюлениха) с маленьким. (тюлененком).
Дидактическая игра «Бывает ли это на Севере?»
Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.
ОПИСАНИЕ. Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.
Вопросы:
На Севере шумят леса? (Нет.)
На Севере лежат снега? (Да.)
Ночь бывает полгода? (Да.)
День бывает полгода? (Да.)
Белки живут на Севере? (Нет.)
На Севере летом тает снег? (Нет.)
Летом на Севере много птиц? (Да.)
На Севере живут пингвины? (Нет.)
Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)
Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)
Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)
Дидактическая игра «Четвертый — лишний».
Цель: закрепление знаний детей о названии животных Севера.
ОПИСАНИЕ. Детям предлагаются несколько наборов картинок с изображениями животных (например, песец, белый медведь, пингвин, тюлень) и предлагается исключить «лишнее» животное. Обоснование для исключения может быть различным.
• I вариант: лишний — пингвин. Он живет в Антарктиде, а не на Севере.
• II вариант: лишний — песец. Он не умеет плавать.
Другие наборы: чайка, морж, дятел, полярная сова; кит, морж, тюлень, акула.
Дидактическая игра «Кто знает — пусть продолжает».
Цель. Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера и их питании.
ОПИСАНИЕ. Воспитатель начинает предложение, например: «Белый медведь питается…», а ребенок продолжает: «Рыбой». И т. п. с животными Севера.
Дидактическая игра «Путаница».
Цель: закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера.
ОПИСАНИЕ. Перед детьми — два ланландшафтных макета: «Север» и «Саванна и тропический лес». Злой волшебник сделал так, чтобы животные, родина которых — Север, оказались в саванне, а животные, которые должны жить в жарких странах, попали на Север. Нужно помочь зверюшкам вернуться к себе домой.
Когда дети справятся с заданием, им можно задать такие вопросы:
— Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он там выжить? Почему не сможет? (Он перегреется — у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться — его отовсюду будет видно. Кроме того, в саванне нет животных, на которых он обычно охотится. И т. п.)
— Если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить? (Он замерзнет — его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться — он заметен на белом снегу. И т. п.)
А зебра? А слон?