Маргарита Кучерявых
Дидактическая игра «Кольца Луллия «Окружающий мир и я — верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми с ОВЗ младшего школьного возраста в рамках адаптации методов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Младшие школьники с ОВЗ в образовательном процессе не в полной мере могут проявить свои творческие способности, не всегда учащимся удается высказать свое мнение, отстоять свою позицию, объективно оценить свои и чужие идеи.
Публикация «Дидактическая игра „Кольца Луллия „Окружающий мир и я — верные друзья“» размещена в разделах
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, которое предлагают авторы ТРИЗ, для развития интеллектуально – творческих способностей у детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Его можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Формирование понятия «признак», знакомство с именами признаков;
Развитие навыков фантастического преобразования объектов;
Формирование способности увидеть суть проблемы;
Обучение восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
Развитие познавательной активности, обогащение активного и пассивного словаря ребенка;
Формирование способности решать проблемные ситуации.
1. «Найти реальное сочетание»
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2. «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
Цель: - учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям; закреплять знания о строении деревьев и их значении в жизни человека;
- закреплять знания о культурных и дикорастущих растениях;
- учить детей находить части объектов растительного мира;
- стимулировать развитие познавательных способностей;
- побуждать детей к фантазированию.
1. «Найти реальное сочетание»
На сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения деревьев (груша, яблоня и др.); второго - плодов ; третьего – цветов.
Детям предлагается найти соответствия на кругах. Например, по просьбе педагога они находят на нижнем круге изображение яблони, затем, поворачивая средний круг, отыскивают изображение плода (яблоко) и располагают его над яблоней, на маленьком круге таким же образом находят цветок. Объясняют, что получилось.
2. «Объясни необычное сочетание»
Задание: Объедини под стрелкой любой плод с любым деревом.
Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
Например: Яблоня – плод (груша) – цветок (вишня).
Задача. Объясни, как такое может быть.
С достаточной степенью достоверности нужно объяснить правомерность данного фантастического преобразования. Например, груша может быть на яблоне, при условии, что ее привили на это дерево.
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
Например: Как на яблоне выросла груша?. Жил был гном в глухом еловом лесу. В книге он прочитал про груши и захотел их вырастить. Он много трудился и на лесной полянке вырастил на яблоне груши.
Какие проблемы должен был решить гномик, чтобы у него на яблоне выросли груши? (Для роста деревьев необходим свет, тепло, уход) и т. д.
Аналогично проводятся игры с другими классификационными группами.
Цель: -Закреплять знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные, учить различать и называть животных;
-Учить находить заданные силуэты;
-Развивать речь, мелкую моторику пальцев, приемы зрительного наложения, внимания, памяти, логического мышления;
- Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
1. «Найти реальное сочетание»
На сектора первого, самого большого круга прикрепляют изображения животных; второго – изображения различного вида корма для животных ; третьего – изображения тени животных.
Реальное задание : Педагог предлагает найти то животное, которое он опишет. Ребенок выбирает животное изображенное на круге Луллия. Педагог предлагает покормить выбранного животного. Ребенок прокручивает круг Луллия, выбирает еду для животного. Дети рассматривают картинки с силуэтами животных на первом круге. Затем с помощью зрительного наложения дети должны найти на третьем круге нужный силуэт.
2. «Объясни необычное сочетание»
Фантастическое задание: раскрути и посмотри какое сочетание получилось. раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. (Ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.)
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
В результате работы с кругами Луллия, систематизируются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. Ребята учатся свободно высказывать и решать проблемы самостоятельно. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре.
Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.