Титарева Наталья
Дидактическая игра как средство развития сенсорного опыта слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сенсорного опыта слабовидящих детей осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития сенсорного опыта слабовидящих детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).
Любая дидактическая игра ставит целью : обогатить чувствительный опыт, развить умственные способности, умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, делать умозаключения. Наряду с решениями этих целей с помощью дидактических игр мы решает задачу развития основных зрительных функций. Зрение тесно связано с работой сенсорных систем и жизнедеятельностью всего организма. Во время дидактической игры и во взаимодействии с дидактическим материалом, включаются все группы зрительного восприятия.
Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.
Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.
Следует выделить возможность дидактической игры констатировать, чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.
В процессе использования дидактических игр можно оценить эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность воздействия за развитие сенсорных функций.
Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д.
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности
слабовидящих детей;
2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе
чувственного опыта — развитие мышления.
В играх первой группы, направленных на развитие сенсорной сферы, дети учатся различать, сравнивать, выделять, называть характерные признаки и свойства предметного мира.
Игры второй группы учат детей классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам.
По содержанию дидактические игры можно условно поделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.
Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления.
Настольно-печатные игры следует использовать в работе со слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения слабовидящих.
Применение словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний.
В зависимости от диагноза и степени заболевания, мы используем различный дидактический материал в работе с детьми.
Детям со слабой степенью амблиопии предлагаем дидактические игры : «Лабиринты», «Трафареты», «Цветные фасольки», «Заштрихуй по-разному», «Додумай и дорисуй» - размеры не менее 10-15см.
Детям со средней степенью амблиопии : «Весёлые зверята», «Волшебные шнурочки», «Цветные палочки», «Собери сказку», «Пазлы» - размеры от 15 до 20 см.
Детям с высокой степенью амблиопии: «Лоскутное одеяло», «Собери квадрат», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» - размеры от 20см. и более. Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий размер, а для других нет.
Детям с расходящимся косоглазием предлагаем дидактические игры : «Нанизывание бус, (пуговиц)», Мозаики на горизонтальной плоскости - различной величины, «Вкладыши, разрезные картинки».
Детям со сходящимся косоглазием: «Дротики», Мозаики на вертикальной плоскости, «Меткий стрелок». В процессе всей игровой деятельности мы осуществляем дифференцированный подход.
Работая с детьми, большое внимание уделяем обследованию, выделению и квалификации предметов и их свойств.
Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности.