Мищенко Ольга
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников
Введение
Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы патриотического воспитания.
Публикация «Дидактическая игра как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Изучив методическую литературу, познакомившись с опытом других педагогов в периодической печати, сети Интернет, пришла к выводу, что эффективным средством формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста являются дидактические игры.
Актуальность
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
Наблюдая за детьми в совместной деятельности, сделала вывод, что у детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного посёлка, своей страны. У дошкольников слабо развит интерес к народному творчеству, недостаточно сформированное представление дошкольников о малой родине, красоте природы родного края.
Считаю необходимым использовать с этой целью дидактическую игру, как одну из активных форм работы по данному направлению, т. к. через игру прививается уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.
Дидактические игры имеют огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника, повышает эффективность педагогического процесса. Дидактические игры способствуют развитию чувств, эмоциональной восприимчивости детей, памяти, образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком, понятиями родная семья, город, природа, культура.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому очень важно искать новые способы работы с детьми в этом плане. Чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо постоянно, ежедневно закреплять их.
Цель работы: создать полную подборку различных видов игр и использовать ее в своей работе по патриотическому воспитанию детей, формирование социально – активной личности через игру.
Задачи, которые стоят перед нами:
- расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем;
- развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть;
- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
- воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- познакомить детей с символами государства: герб, флаг, гимн
- воспитание чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордость за мужество воинов;
– формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, традициям, культуре.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников ведется по следующим блокам:
- Мой детский сад
- Игры и игрушки
- Моя семья
- Моя малая родина
- Страна, ее столица, символика
- Будем Родине служить
- Культура и традиции
Новизна.
Новизна опыта заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а взрослые партнером по деятельности.
Развивающих игр много, но в педагогической работе необходимо выбирать инновационные (трендовые, привлекающие внимание дошкольников. Современный рынок дидактических игр предлагает широкий выбор различных игр и игрушек для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остаётся актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес ребёнка к всевозможным мелким объектам и требующих вложения его действий. Нам всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. В таких играх есть душа и любовь к своему делу, и в результате они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для дошкольников.
Дидактические игры :
«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
«Додекаэдр» - это правильный многогранник, составленный из двенадцати правильных пятиугольников. «Додекаэдр»знакомит детей с символами Дня Победы и темой Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг., воспитывает патриотизм, чувство уважения, гордости за Советскую и Российскую армию.
«Теневое лото».Игра развивает внимание, мелкую моторику, координацию движений, знакомит детей с неофициальными символам нашей Родины, формирует представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России.
Альбомы на липучках – это реальное новшество, маленькая революция в производстве развивающих пособий для детей.
Развивающие игры на липучках – прекрасный вариант для развития познавательных интересов дошкольников. Ненавязчивое и интересное обучение поможет детям быстрее познавать мир, способствует развитию социальных навыков. Яркий альбом будет полезным и интересным «другом» для детей.
Альбом на липучках «Наша родина-Россия» - отличный вариант для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.
Красочные страницы с дидактическими играми в сочетании с элементами на липучках привлекут внимание детей и повысят интерес к данному пособию.
«Круги Луллия». На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
О знакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Альбом на липучках «Русский быт». Эта дидактическая игра поможет детям наглядно познакомиться и изучить предметы русского быта - самовар, русскую печь, чугунок, прялку, колыбель, ведро, кувшин, балалайку, лапти, блины, баранки, пироги, национальную одежду.
«Игры с фонариком» в работе позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Дидактическая игра «Матрёшка» создана для реализации нравственно- патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ. Цель игры - сформировать у детей представление о матрёшке, как о предмете русского народно-прикладного искусства; продолжать воспитывать в детях любовь и уважение к истории России и ее народа.
«Волшебный куб» — это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг). Используя куб, ребенок сам может выбирать себе задания и выстраивать игру, как ему нравится.
Ребятам очень нравится в самостоятельной деятельности использовать данное пособие, они могут не только рассматривать, изучать и познавать новый для них материал, а также развернув его – поиграть.
Игры, которые можно провести с пособием.
1.«Чудеса России»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города
2. «Стихи о России»
Цель: уточнение и закрепление у детей представлений о Родине и родном крае.
3. «Факты о России».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
4. «Символы нашей Родины»
Цель: способствовать закреплению знания символов своей страны.
5. «Великие люди России»
Цель: знакомить детей с знаменитыми людьми.
6. «Города России»
Цель: познакомить с городами России.
7. «Народы России»
Цель: знакомить детей с людьми разных национальностей, прививать интерес к их традициям, учить узнавать и отличать различные их.
8. «Костюмы народов России»
Цель: знакомить детей с национальными костюмами народов России.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: дидактические игры на липучках, кубик Блума, додекаэдр, круги Луллия, вертушки и другие игры являются инновационным средством. При использовании в работе у дошкольников повышается познавательная активность, легче усваивается информация представленная педагогом. Данная практика возможна для применения в разных возрастных группах, что является эффективным методом для накопления и разнообразия полученных знаний и навыков.
Литература:
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников под ред. А. М. Виноградовой, 2011 г.
2. Нравственное воспитание в детском саду под ред. В. Г. Нечаевой, 2014 г
3. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А Каирова., О. С. Богданова. 3-е изд. -М. ,Просвещение, 2009г.
4. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. М. : Просвещение 2010
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников : 2-е изд. // Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др. ; Под. ред. Виноградовой А. М, 2008г.