Ольга Суевалова
Дидактическая игра для детей с нарушениями речи «Веселый паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Может использоваться логопедами и воспитателями при индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе. Практическая значимость и новизна игры в ее вариативности, в возможности решить широкий круг задач, используя всего одно пособие. Игровой материал представляет собой деревянное панно в виде паровоза с тремя вагонами. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками для картинок, на крышах вагонов кармашки для карточек с заданиями. Разноцветный веселый паровозик помогает создать игровую мотивацию у детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий.
Публикация «Дидактическая игра для детей с нарушениями речи „Веселый паровозик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
Цели:
• Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
• Развитие лексико-грамматического строя речи и слоговой структуры слова;
• Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Задачи:
1. Учить детей подбирать слова с заданным звуком, с определенным количеством слогов, картинки к звуковой модели слова.
2. Закрепить умение определять место звука в слове.
3. Упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование существительных с числительными, притяжательных местоимений с существительными, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, названий детенышей животных и птиц, притяжательных прилагательных, умении подбирать слова-признаки и слова-действия.
Ход игры:
1 вариант (определение места звука в слове)
Педагог показывает детям веселый паровозик и 9 картинок, объясняет: «Веселый паровозик отправляется в Звуковой город. Он повезет подарки для звука [А]. В первый вагон можно погрузить подарки, в названии которых звук [А] слышится в начале слова (на крыши вагонов выставляются соответствующие схемы, во второй вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится в середине слова, а в третий вагон – подарки, в названии которых звук [А] слышится последним». В игре может участвовать 1 ребенок (при индивидуальной работе, трое детей (каждый подбирает картинки для своего вагончика, 9 человек (каждый ребенок берет только 1 картинку и ищет ей подходящий вагон, 12 детей (9 человек раскладывают картинки по вагонам, а 3 детей – контролеры, проверяют, все ли картинки заняли правильно свои места).
2 вариант (определение количества слогов в слове)
Игра проводится аналогично 1 варианту, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в первый вагон – односложные слова, во второй – с 2 слогами, в третий – с 3 слогами).
3 вариант (звуковой анализ слова)
Детям предлагается подобрать картинки, подходящие к соответствующей звуковой схеме слова, а затем распределить их по вагонам.
4 вариант (подбор слов с заданным звуком, автоматизация и дифференциация поставленных звуков)
Данный вариант целесообразнее использовать с 1 ребенком, либо с несколькими детьми, у которых нарушена общая группа звуков. Картинный материал подбирается индивидуально.
5 вариант (совершенствование лексико-грамматического строя речи)
Меняя карточки с заданиями на крышах вагонов, педагог может предложить детям:
- подобрать слова-признаки к едущим в вагоне картинкам ( пижама: фланелевая, желтая, теплая, мягкая);
- подобрать слова – действия ( лягушка: квакает, прыгает, ловит);
- назвать один предмет и множество (ведро - ведра);
- назвать пять таких предметов (обруч - пять обручей);
- поиграть в «Жадину» и назвать предметы, употребляя слова «мой», «моя», «мое», «мои» (мой шампунь, мои очки, моя пижама);
- поиграть в «Прятки» - назвать, чего нет в вагоне (нет чашки, обруча, ведра);
- назвать ласково предметы (куколка, елочка, подушечка);
- ответить на вопросы: «Чьи уши? Чей хвост?» (лисьи уши, лисий хвост);
- назвать маму, папу и детенышей животных, едущих в вагоне (мама – курица, папа – петух, детеныш (птенец) – цыпленок).
Картинный материал подбирается конкретно под каждое задание. При необходимости педагоги могут расширить спектр заданий, например, использовать карточки со схемами предлогов для составления предложений и так далее.