Ольга Акчурина
Многофункциональная дидактическая игра «Умный паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональная дидактическая игра
«Умный паровозик»
Образовательная область «Речевое развитие»
Для детей старшей и подготовительной групп
Составила учитель-логопед МКДОУ " Детский сад " Колокольчик":
Акчурина Ольга Александровна
Пояснительная записка
Уважаемые родители и коллеги!
Вашему вниманию предоставляется многофункциональное дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию.
Публикация «Многофункциональная дидактическая игра „Умный паровозик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
Речь играет большую роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Речь неразрывно связана с другими психическими процессами (Внимание, память, воображение и особенно мышление. К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов, в частности учителя- логопеда.
Данное пособие поможет не только на логопедических занятиях, но и на НОД, в соответствии с другими образовательными областями для детей разновозрастных групп.
Игры с паровозиком направлены на:
- сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов;
- овладение общеупотребительной лексикой);
-умение пользоваться разными способами словообразования
- умение грамматически правильно строить предложения; употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т. д;
-сформированность связанной речи ;
-нахождение слов с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги, определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)
- на умение дифференцировать звуки
- на умение обозначать на схемах звуки в словах цветом по твердости, мягкости
Описание пособия:
Паровоз и вагончики сделаны в цветном варианте на картоне с ламинируемой поверхностью для большего срока службы. В вагончиках есть по одному и по два окошка. В каждом окошке прикреплена липучая лента, к которым дети будут подставлять картинки тоже с липучей лентой. В зависимости от решаемых задач, количество и цвет вагончиков будет меняться. Паровозик с вагончиками можно выставлять на наборное полотно, раскладывать на столе, на ковре. Играть с ними можно как с подгруппой детей, так и индивидуально. В дидактическое пособие входят:
-1 паровозик
-1 красный вагончик
-2 синих вагончика (один с колокольчиком)
-2 зеленых вагончика (один с колокольчиком)
Дидактические игры
1. Игра на автоматизацию звука
Цель:
-автоматизация звука в словах
Описание игры:
К паровозику прикреплены три вагончика, которые будут обозначать позицию звука в слове. Ребенок берет картинку, определяет место звука в слове, произносит его и прикрепляет картинку к вагончику (например: Свеча –звук С в первой позиции, значит, прикрепляем картинку к первому вагончику, ваЗа- звук З- во второй позиции, значит, ставим картинку на второй вагончик, и т. д.)
2. Игра на составление предложений
Цель:
-совершенствовать умения составлять предложения, состоящие из двух, трех или четырех слов
Описание игры:
Объяснить детям, что паровозик- это первое слово в предложении, а вагончики – это последующие слова. Детям дается задание подобрать картинки на определенный звук или два разных звука (например, звук З или звуки С-З) и составить из них предложения. Детям разрешается добавлять предлоги в начале слова или между словами
3. Игра на дифференциацию звуков
Цели:
-закрепление произношения звуков в слова
-дифференциация звуков, близких по звучанию
Описание:
(На примере звуков З-С)
В первый вагончик поселим картинки, в названиях которых есть звук З, а во второй вагончик картинки, в названиях которых есть звук С или наоборот.
4. Игра на определение твердости и мягкости согласного звука в слове
Цели:
-совершенствование умения в правильном произношении звука
-совершенствование умения различать на слух твердость, мягкость и звонкость согласного звука
Описание:
Для игры потребуются два вагончики синего и зеленого цвета с колокольчиком, который обозначает звонкость согласного звука, и два вагончика синего и зеленого цвета, которые обозначают глухость согласного звука, т. е. без колокольчика.
1) Ребенок на слух определяет нахождение заданного звука в слове. Затем определяет твердость, мягкость и звонкость звука и выбирает соответствующий вагончик.
2) Ребенок самостоятельно выбирает картинку и определяет звук в названии картинки как в первом варианте.
5. Игра на определение гласного, согласного твердого и мягкого звуков
Цели:
- совершенствование умения различать гласные и согласные звуки
- совершенствование умения находить слова с заданным звуком
Описание:
Для игры потребуются вагончики всех цветов. Логопед говорит, что в первом вагончике «поедут» слова, которые начинаются на гласный звук.
Во втором вагончике «поедут» слова, у которых согласный твердый звонкий звук в конце слова и т. д.
6. Деление слов на слоги
Цель: совершенствование умения делить слова на слоги
Описание:
1) Ребенок берет картинку, называет и делит слово на слоги. Сколько в слове слогов, к такому по счету вагончику прикрепляется картинка
2) Можно поиграть с кубиком от детской игры с ходами. Точки на гранях кубика будут обозначать количество слогов в слове. Ребенок бросает кубик, находит соответствующую картинку и ставит в тот вагончик, который соответствует числу слогов.
7. Составления рассказа по серии картинок
Цель:
-совершенствование умения определять последовательность событий на картинках и составлять рассказ по серии картинок
Описание:
Перед детьми лежат серии картинок по разным темам. Им предлагается определить последовательность событий на картинках и расставить их на вагончиках. Затем дети с помощью взрослого или самостоятельно составляют рассказ. Можно усложнить задачу. К картинкам на одну определенную тему можно добавить картинку из другой темы и дать детям выбрать только одну тему.
(фото этой игры не открывается у меня. приношу свои извинения)
Уважаемые коллеги!
Данная многофункциональная игра может быть использована не только в логопедии по " Речевому развитию", но и в других образовательных областях.
Хочу Вам привести примеры некоторых игр, которые могут быть полезны для детей разновозрастных групп:
-разложить по вагончикам геометрические фигуры определенных цветов (например, в красный вагончик только геометрические фигуры красного цвета и т. д.)
- в окошко паровозика вставить цифру. И какой будет по счету вагончик, столько и геометрических фигур в него положить (например, цифра 5, пятый вагончик, пять геометрических фигур)
-расставить цифры по количеству вагончиков и т. д.
Количество игр и их вариаций может быть множество. Успехов Вам в ваших начинаниях и творческих работах!
Источники:
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/06/05/mnogofunktsionalnaya-didakticheskaya-igra-vesyolyy-parovozik
2. http://puzkarapuz.ru/content/1817
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/19/mnogofunktsionalnoe-posobie-logopedicheskiy-parovozik