Виктория Демидова
Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии
1. Исследование состояния зрительно-пространственного восприятия
А). Исследование состояния операций зрительного гнозиса
Процедура и инструкция: Ребенку поочередно представляют 3 рисунка, в каждом из которых «спрятаны» 4-5 известных ему предметов. После очередного предъявления экспериментатор просит последовательно назвать знакомые предметы. Три рисунка предъявляются в течение 50 сек. В случае невыполнения задания за указанное время ребенка прерывают. Если ребенок справился с заданием менее чем за 50 сек., то фиксируется время, затраченное на выполнение задания.
Публикация «Диагностика выявления предрасположенности к оптической дисграфии» размещена в разделах
Материал: 2 рисунка с пятью и 1 рисунок с четырьмя наложенными изображениями предметов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – ребенок правильно называет все 14 фигур менее, чем за 20 секунд.
Средний уровень – 1 балл – названы все фигуры за время от 21 до 50 сек. ; допущены 1-5 ошибок; ребенок соотносит основные формы и их детали, но допускает ошибки или неточности при выделении второстепенных деталей; контур предмета узнается благодаря дополнительным движениям пальцев.
Низкий уровень – 0 баллов – допускает более 5 ошибок за время от 21 до 50 сек. или не находит все предметы за 50 сек; ребенок акцентирует внимание на несущественных признаках, смешивает предметы по внешнему сходству или называет предметы наугад.
Б). Исследование умения ориентироваться в схеме тела
Процедура и инструкция: Экспериментатор просит ребенка внимательно слушать задания и выполнить соответствующие действия по следующим инструкциям:
- Подними правую руку.
- Левой рукой дотронься до правого уха.
- Правой рукой закрой левый глаз.
- Правой рукой коснись левой ноги.
- Левую ногу отведи в сторону.
- Левую руку подними, а правую отведи в сторону.
- Правую руку подними, а правый глаз закрой левой рукой.
- Положи игрушку справа от себя.
- Положи игрушку слева от себя.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – инструкции выполняются четко, в быстром темпе.
Средний уровень – 1 балл – движения носят неуверенный, поисковый характер, трудности переключения с одной позы на другую.
Низкий уровень – 0 баллов – систематические ошибки в выполнении инструкции, значительные затруднения при переключении с одной позы на другую, выполнение задания требует постоянного уточнения инструкции, помощь экспериментатора позволяет выполнить лишь отдельные инструкции.
В). Исследование состояния ориентировки в пространстве
Процедура и инструкция: Ребенку объясняется, что, услышав вопрос экспериментатора, он должен будет показать на картинке нужный объект. При неправильном показе объекта или затруднении в выполнении задания экспериментатор повторяет вопрос, выделяя голосом предлоги, характеризующие пространственное расположение объекта. Даются следующие инструкции:
- «Кто стоит перед домом?»
- «Кто находится между деревом и кустом?»
- «Кто находится слева от мальчика и справа от девочки?»
- «Кто стоит около скамейки?»
- «Возле кого находится светофор?»
- «Кто стоит за деревом?»
- «Кто стоит под светофором?»
- «Что находится над верхним окном дома?»
Материал: Сюжетная картинка.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – правильное и быстрое выполнение задания.
Средний уровень – 1 балл – единичные ошибки; ребенок выполняет задание в замедленном темпе; требуется повторение и уточнение инструкции;
Низкий уровень – 0 баллов – множественные ошибки; ребенок ошибается при определении положения предметов (путает такие понятия, как «перед» – «за», «справа» – «слева», «под» – «над») или показывает объекты наугад; не владеет понятиями, характеризующими пространственные отношения.
Г). Исследование состояния зрительно-пространственного анализа и синтеза
Процедура и инструкция: Ребенку поочередно предлагается 6 предметных картинок-образцов. После каждого предъявления экспериментатор просит ребенка составить картинку по данному образцу из разрезанных карточек. В случае неверного составления картинки экспериментатор акцентирует внимание ребенка на деталях.
Материал: 6 предметных картинок-образцов; 6 разрезанных карточек с изображениями предметов. Первые 3 карточки разрезаны на 4 части, остальные – на 5, 6 и 7 частей.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – правильное выполнение задания.
Средний уровень – 1 балл – единичные ошибки; ребенок правильно составляет картинки из 4-х частей, а при увеличении количества частей испытывает трудности.
Низкий уровень – 0 баллов – множественные ошибки; ребенок допускает ошибки при составлении картинки из 4-х и более частей; составляет методом проб и ошибок в медленном темпе или подставляет части картинок наугад.
2. Исследование состояния зрительно-моторной координации движений рук
А). Исследование быстроты и точности движений пальцев руки
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – безошибочное выполнение задания. Ребенок не испытывает затруднений при запоминании последовательности движений и при воспроизведении. Движения ребенка уверенны, точны.
Средний уровень – 1 балл – единичные ошибки проявляются в виде нарушения последовательности движений, пропуска пальца, ребенок может испытывать затруднения в переключении с одного движения на другое.
Низкий уровень – 0 баллов – многочисленные ошибки в виде синкинезий или нарушения последовательности движений, пропуска пальцев. Ребенок испытывает значительные затруднения в запоминании и воспроизведении последовательности движений, в переключении с одного движения на другое, действия ребенка носят поисковый, неуверенный характер.
Б). Исследование быстроты и точности движений кисти руки
(с использованием пробы «Кулак-ребро-ладонь»)
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается посмотреть на движения экспериментатора и воспроизвести 3 раза подряд последовательность из трех движений руки (сжать в кулак, поставить на ребро, положить ладонью на стол). Ребенок должен без ошибок 3 раза подряд воспроизвести соответствующие движения. Если ребенок допустил ошибку более одного раза, экспериментатор указывает ребенку на то, что была допущена ошибка, и предоставляет еще одну попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается до пяти демонстраций.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – правильное воспроизведение после 1-й демонстрации с 1-2 попыток. Ребенок быстро запоминает последовательность движений и правильно ее воспроизводит.
Средний уровень – 1 балл – правильное воспроизведение после 2 или 3-й демонстрации с 1-2-попыток. Ребенок испытывает трудности в запоминании и воспроизведении серии движений, затруднении переключения с одного движения на другое, что проявляется в ошибках в виде замен, пропусков движений.
Низкий уровень – 0 баллов – правильное воспроизведение после 4-й демонстрации со 2-й и более попыток или после 5-й демонстрации. Ребенок практически не в состоянии быстро запомнить и воспроизвести серию движений, его действия часто носят поисковый, неуверенный характер.
В) Исследование умения воспроизводить графическое изображение с использованием точек
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается образец, состоящий из 9 точек, нарисованных в определенном порядке на нелинованном листе. Далее экспериментатор просит ребенка срисовать данные точки в том порядке, в каком они представлены на образце.
Материал. Лист нелинованной бумаги с изображенными на нем 9 точками, чистый лист нелинованной бумаги формата А4, карандаш.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – практически безошибочное копирование образца. Допускается незначительное отклонение точки от направления изображения по вертикали или по горизонтали.
Средний уровень – 1 балл – контур рисунка в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек более или менее заданного количества на 3 единицы.
Низкий уровень – 0 баллов – контур рисунка не соответствует образцу, число точек менее 5 или более 14. Рисунок состоит не только из точек, содержит другие графические изображения.
Г) Исследование умения воспроизводить контурное изображение предмета
Процедура и инструкция: Детям поочередно показывают 2 рисунка-образца и 2 трафарета для обводки и объясняют, что с помощью карандаша нужно точно воспроизвести на трафаретах тот контур, который представлен на образцах. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах.
Материал: 2 рисунка-образца с изображенными на них геометрическими фигурами, отдельные из которых соединены между собой линиями; 2 трафарета для обводки с изображенными на них фигурами; простой карандаш.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – ребенок затратил на выполнение задания меньше чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.
Средний уровень – 1 балл – ребенок затратил на выполнение задания от 90 до 120 сек. Отмечаются следующие недостатки: неровные 1-2 линии; 2-3 неправильно соединяют углы фигур; 2-4 линии выходят за пределы контура; 4-5 углов соединены неточно.
Низкий уровень – 0 баллов – ребенок затратил на выполнение задания более 120 сек. Отмечались следующие недочеты: почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно.
Д). Исследование умения воспроизводить текст (на материале печатных букв)
Процедура и инструкция: Ребенку предлагается скопировать предложение печатными буквами на нелинованном листе бумаги.
Материал: Предложение «Маша играет с куклой», написанное печатными буквами на нелинованном листе бумаги, чистый нелинованный лист, карандаш.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.
Средний уровень – 1 балл – разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
Низкий уровень – 0 баллов – каракули, отмечается зеркальное копирование букв.
3. Исследование состояния зрительного внимания
А). Исследование объема зрительного внимания
Процедура и инструкция: Для исследования использовались 8 карточек с различным расположением точек в квадратах. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы сверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Ребенку на короткое время (на протяжении 2 с.) предъявлялись по одной карточке. Каждая карточка показывалась два раза. После этого ребенок отмечал на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками давалось 10 секунд, 6-7 точками- 15 секунд, 8-9 точками -20 секунд.
Материал: 8 квадратов с постепенно увеличивающимся числом точек (от 2 до 9, изображенных на каждом из них; 8 трафаретов для заполнения; простой карандаш.
Оценка результатов: Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено наибольшее количество точек).
Высокий уровень – 2 балла – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
Средний уровень – 1 балл – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 3-5 точек.
Низкий уровень – 0 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке менее 3-х точек.
Б). Исследование распределения, концентрации и устойчивости зрительного внимания
Процедура и инструкция: Использовалась методика «Корректурная проба». Ребенку давалась инструкция: «Слушай меня внимательно, чтобы хорошо запомнить и не перепутать, какие фигурки надо зачеркивать. Рассмотри свой листок и зачеркни все, повторяю, все кружочки, наискосок справа налево, все квадраты - слева направо, а треугольники крест накрест. Повторяю - все кружочки зачеркиваешь справа налево, квадраты - слева направо, а треугольники - крест накрест. Ты запомнил, что надо делать, повтори, пожалуйста, а потом начинай работать» (еще раз повторить, где и что нарисовать - без показа). На выполнение задания ребенку давалось 3 минуты.
Материал: бланк с изображением геометрических фигур, простой карандаш, секундомер.
Оценка результатов:
Высокий уровень – 2 балла – ребенок правильно за отведенное время обработал 70 фигур.
Средний уровень – 1 балл – ребенок правильно за отведенное время зачеркнул 40-60 фигур.
Низкий уровень – 0 баллов – ребенок правильно за отведенное время зачеркнул менее 40 фигур.
5. Исследование состояния зрительной памяти
А). Исследование развития кратковременной зрительной памяти
Процедура и инструкция: Используется методика Д. Векслера. Ребенку предлагается 4 картинки по очереди. На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.
Материал: Оборудование: ручка, чистый лист, 4 картинки с изображением абстрактных геометрических фигур.
Оценка результатов:
А) Картинка 1 - Две перекрещенные линии и два флажка – 1 балл; Правильно расположенные флажки – 1 балл; Правильный угол пересечения линий – 1 балл;
Максимальная оценка этого задания – 3 балла.
Б) Картинка 2 - Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями – 4 балла; 4 маленьких квадрата в большом – 1 балл; 4 точки в квадратах – 1 балл; Точность в пропорциях – 1 балл;
Максимальная оценка этого задания – 5 баллов.
В) Картинка 3 - Большой прямоугольник с маленьким в нем – 1 балл; Все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника – 1 балл; Маленький прямоугольник точно размещен в большом – 1 балл;
Максимальная оценка – 3 балла.
Г) Картинка 4 - Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю – 1 балл; Центр, левая и правая стороны воспроизведены правильно – 1 балл; Фигура правильная за исключением одного неправильного угла – 1 балл.
Максимальная оценка – 3 балла.
Критерии оценок по уровням:
Высокий уровень – 2 балла – за все картинки ребенок набрал 12-14 баллов;
Средний уровень – 1 балл – за все картинки ребенок набрал 9-11 баллов;
Низкий уровень – 0 баллов – за все картинки ребенок набрал менее 9 баллов
Б). Диагностика образной памяти
Процедура и инструкция: Испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы. Задача испытуемого, после того, как убрали таблицу – нарисовать или выразить словесно те образы, которые он запомнил.
Материал: таблица с 12 картинками (мяч, часы, топор, гриб, кубик, машинка, ель, пирамидка, пистолет, дом, кот, бабочка).
Оценка результатов: Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов:
Высокий уровень – 2 балла – более 6 правильных ответов;
Средний уровень – 1 балл – 5-6 правильных ответов;
Низкий уровень – 0 баллов – менее 5 правильных ответов.
В). Исследование состояния оперативной зрительной памяти
Процедура и инструкция: Ребенку последовательно, на 15 с. каждая, предлагаются 3 карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее на 1 мин. предлагается матрица, включающая 18 разных треугольников, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок видел на отдельной карточке. Предлагается отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
Материал: 3 карточки с изображенными на каждой 6 по-разному заштрихованных треугольников; матрица из 18 по-разному заштрихованных треугольников.
Оценка результатов: По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников, затем их общая сумма делится на 3. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Для определения среднего количества допущенных ребенком ошибок среднее количество правильно указанных треугольников вычитается из шести.
Высокий уровень – 2 балла – правильное и быстрое выполнение заданий, ребенок допускает в среднем 1-2 ошибки;
Средний уровень – 1 балл – ребенок допускает в среднем 3-4 ошибки;
Низкий уровень – 0 баллов – ребенок допускает в среднем 4-6 ошибок.