Приложение МААМ

Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения

Наталья Кашепова
Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Подавляющее большинство диагностических методик включают задание на определение уровня речевого развития, в т. ч. навыка владения связной речью.

Связная речь – такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.

Публикация «Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах

Определение уровня развития связной речи может быть как самостоятельной задачей, так и инструментом для выявления уровня развития логического мышления. «Если у ребенка развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, то это говорит о хорошем уровне логического мышления» [2].

Одним из способов диагностики уровня развития речи является диагностика с использованием сюжетных картин. Это может быть одна картина или серия. Также часто в диагностических методиках присутствует такой вариант как рассказ о себе, или история из своей жизни на определенную тему.

Критериями оценки результатов такой диагностики служат :

использование средств связи между предложениями и структурными частями высказывания;

умение интонационно оформлять отдельное предложение и передавать смысловую законченность текста в целом;

уровень сформированности представления о структуре и функциях описательного текста.

Уровень сформированности навыка владения повествованием считается достаточным, если:

ребенок соблюдает последовательность изложения событий, четко представляет все структурные части повествования (начало, середина, конец);

умеет начинать высказывание, прибегая к разным зачинам (как-то раз, однажды, дело было зимой и т. п.);

умеет давать названия своему сочинению;

умеет составлять разные типы повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории).

При работе с единичной картинкой инструкция к заданию по проверке связной речи звучит следующим образом: «Рассмотри на картинке N. Скажи, какой он?» Оценка проводится по трехуровневой шкале. I уровень : ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. II уровень : рассказывает, опуская начало или конец. III уровень : перечисляет отдельные качества.

При работе с серией из 3-4 картинок, объединенных сюжетом, взрослый дает следующую инструкцию: «Рассмотри картинки, разложи их по порядку и составь рассказ». При работе с серией ребенок концентрирует свое внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей.

Оценка проводится аналогично. I уровень : ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности и составляет связный рассказ. II уровень : ребенок рассказывает с помощью взрослого. III уровень : ребенок перечисляет нарисованное на картинках.

Нарушение зрения детей сказываются, прежде всего, на их восприятии отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в реи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.

Для получения валидных результатов при работе с детьми с нарушением зрения необходимо адаптировать материал и непосредственно процедуру диагностики.

При подборе картинок необходимо учитывать особенности восприятия конкретного ребенка. Следует подбирать серии из 3ех картинок, где четко выражены начало действия, его развертывание и концовка; из 4, 5, где 1 и последняя – соответственно начало и конец. Обследование проводится строго индивидуально. Порядок предъявления картинок может варьироваться, но если проводится работа с серией картин, то целесообразно предъявлять ребенку все картинки для того, чтобы он мог самостоятельно выстроить правильную, с его точки зрения, последовательность.

Обязательно соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов. Объекты должны соотноситься с реальным цветом, а цветовой контраст должен составлять 80-95%. Также необходимо четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов. Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

Индивидуальное предъявление стимульного материала осуществляется с расстояния не более чем 30-35 см от глаз ребенка. Материал для фронтальной демонстрации не далее 1 м от глаз с дополнительным индивидуальным показом, картинки – на определенном фоне под углом 5-45 градусов относительно линии взора. Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. На доске следует размещать изображения размером не менее 10-15 см. располагать на доске объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме. В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Для детей с НЗ характерна аномалия синего и фиолетового цветов. Также рекомендуется учитывать типы зрительных нагрузок.

Старшим дошкольникам с визусом от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения со сходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Трудности связаны с восприятием с восприятием переднего и заднего планов. Отличительной особенностью этих детей являются трудности конвергенции, расслабления, релаксации. В ходе работы рекомендуются упражнения на расслабление конвергенции, направление взора вверх и вдаль.

Старшим дошкольникам с визусом от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Для четкого восприятия стимульного материала, предъявляемого вблизи, необходимы очки для близи, т. к. расходящееся косоглазие часто связано с миопической рефракцией. Рекомендуются упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь).

Итак, трудности возникновения связной речи у дошкольников с амблиопией и косоглазием обусловлены рядом причин:

Недостаточное использование сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом;

Обедненность предметных представлений, свойственная всем дошкольникам с особенностями в развитии;

Недоразвитие чувственной основы становления речи.

При этом развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.

Источники:

1. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. Планирование и конспекты. – М. : Сфера, 2006. – 256 с.

2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Вентана-Проф, 2010. – 288 с.

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Планирование занятий по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей-средней группы, имеющих нарушения зренияПланирование занятий по нетрадиционному рисованию для детей второй младшей-средней группы, имеющих нарушения зрения СЕНТЯБРЬ 1. «На полянке» Задачи:ознакомление со способом рисования еловой веточкой; развитие чувства цвета и ритма, мелкой моторики; закрепление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения
Опубликовано: 24 декабря 2021 в 08:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кашепова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД