Татьяна Горбунова
Диагностика сенсорной и моторной асимметрии
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика ведущего уха
• Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). Названное испытуемым ухо ведущее (предположительно). • Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
• Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное. " Дихотическое прослушивание.
Диагностика ведущего глаза
Публикация «Диагностика сенсорной и моторной асимметрии» размещена в разделах
• Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.
• Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.
• В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа лист на расстоянии 30— 40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2—3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
• В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.
Диагностика ведущей ноги
• Испытуемому предлагается выполнить подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени — нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
• При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.
• При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога.
• Испытуемому предлагается сделать несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога будет первой и становится впереди неведущей.
• Измерить длину 5—10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.
Диагностика ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
• Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
• Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, не ведущая рука держит пузырек.
• Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит). • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
• Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
• При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
• При хлопках в ладоши ведущая рука — сверху.
• Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, — гладит ведущая рука.
• Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой — рисует ведущая рука.
• Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
• Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
• При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
• Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.
• Ребенку предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.
• Детям предлагается на листе бумаги нарисовать два квадрата 2x2 см. Далее следует заполнить их вертикальными линиями на расстоянии 1—1,5 см друг от друга: сначала правой рукой — правый квадрат, затем левой рукой — левый квадрат за определенное время. Ведущая рука проводит больше линий, и они получаются более прямыми (пробу проводят с детьми старше 10 лет).
• Детям предлагается взять два чистых листа бумаги и поставить жирную точку в центре каждого из них. Затем сначала одной рукой на одном листе, а затем другой на втором с закрытыми глазами попасть карандашом в эти точки 15—20 раз подряд. У праворукого ребенка точность попадания выше при работе правой рукой (точки ближе к цели, распределены вокруг нее равномерно, форма разброса приближается к овалу). Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. У леворуких детей наблюдается обратная картина. (Проба Е. П. Ильина на точность попадания.)
• Детям предлагается на чистом листе бумаги с закрытыми глазами и зафиксированным (прикушенным) языком одновременно рисовать двумя руками: правой рукой — квадрат, а левой — круг. Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать треугольник — квадрат, круг — квадрат и т. д. до восьми пар фигур. Рисунки выполняются в быстром темпе. Неведущая рука будет повторять движение ведущей или запаздывать с выполнением задания. (Проба Чернашека. Ее проводят не ранее 7 лет.)
Список литературы
Авдеев В. В. Методика наблюдений ведущей модальности Режим доступа: http://shkolnie.ru/pshologiya/1400/index.html?page=6 Дата обращения: 20.01.2021