Хохлова Любовь
«Городецкая роспись деревянной доски». Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид ХЭР: изобразительная деятельность (рисование)
Цель: Познакомить детей с городецкой росписью.
Программное содержание:
Образовательные задачи: Учить выделять характерные декоративные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка, их колорит, композиционное расположение. Учить детей создавать узоры и расписывать шаблон доски по мотивам городецкой росписи. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).
Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, композицию, мелкую моторику, координацию движений. Пополнять словарный запас.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.
Материалы: Изображения городецких изделий, шаблон доски для росписи, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, игрушечный мишка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с узорами, которыми народные мастера украшают свои изделия. И даже пробовали их рисовать. Как настоящие художники.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним видом народного декоративно–прикладного творчества – городецкой росписью. И побываем на выставке, где познакомимся с изображениями изделий городецких мастеров. Прежде чем мы внимательно рассмотрим изображения этих изделий, я расскажу вам об истории городецкого промысла.
В нашем посёлке, во Мстёре живёт множество художников, мастеров, иконописцев. Очень талантливых людей. Наша страна Россия богата народными умельцами. Живут они не только у нас в посёлке. На берегу реки Волги, раскинулся древний город Городец. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
(Э. Межелайтис)
Традиционная Городецкая роспись изображает различные сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Всё это дополняются пышными яркими цветами, ветками и листьями.
Воспитатель: Понравилась вам наша выставка? Чем?
Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.
Воспитатель: Из какого материала сделаны все эти изображённые изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик. Ромашку узнать легко, у нее много тонких лепестков. У купавки центр смещен. Цвета используются яркие красные, розовые, синие, голубые, зеленые краски, придавая изделиям радостный, праздничный вид.
Воспитатель: Какие краски используют мастера?
Дети: розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.
Воспитатель: Ой, ребята, а кто это к нам в гости пожаловал?
Дети: Мишка
Воспитатель: Мишка хочет нам что-то рассказать.
Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Я Мишка. Живу я в лесу в тридевятом царстве, тридесятом государстве народных мастеров под названием Городец. Все в нашем царстве переливалось яркими красками. Но вот случилась у нас беда. Поселился в наших краях злодей Бармалей Бесцветный. Уж очень он не любит красоту и яркие краски. Все он перекрашивает в серый и черный цвет. «Не бывать такой красоте на земле русской», - решил он, увидев наше красочное царство. И напустил он серую краску, и наше царство стало мрачным и унылым, а люди грустными и несчастными. Так и останется все серым и унылым, если вы нам не поможете. А чтобы чары Бармалея развеялись, нужно нарисовать городецкие узоры и тогда всё опять засияет своими яркими красками, а Бармалей Бесцветный забудет навсегда своё колдовство.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем спасти город от злодея? Знаю, что вы, мои маленькие художники поможете освободить город от Бармалеевых чар?
Воспитатель: Мишка пришел к нам не с пустыми лапами. Он принёс нам с вами вот такие доски, которые мы сегодня распишем как настоящие городецкие мастера.
Воспитатель: Но для такой работы нам надо размяться, засиделись мы с вами. Встаём.
Физминутка
Мишка вылез из берлоги…
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге Повороты влево - вправо.
Потянулся он со сна - Потягивание – руки вверх.
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой.
Наклонился взад – вперёд, Наклоны вперёд и назад.
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки Наклоны: коснуться ступней
И трухлявые пеньки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышко уселся.
Дети садятся.
Воспитатель: Давайте теперь поможем нашим пальчикам подготовиться к рисованию. Повторяйте за мной.
«Теремок»
Стоит в поле теремок (ладошки домиком)
На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)
Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)
Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)
Покрутили, покрутили (вращение ладонями)
Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли
Ну, что настроились? Тогда давайте творить чудеса.
Воспитатель: Сегодня на доске вы нарисуете букет. Посмотрите, внизу доски расположена купавка, вверху три бутона. Два бутона «смотрят» в разные стороны – один влево, другой вправо. Бутон, который расположен выше всех, «смотрит» вверх.
Купавка выполняется розовым цветом, а бутон - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У купавки центр рисуют вверху цветка, у бутона он вверху слева или вправа. Край бутона обозначают дужкой. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Сначала давайте потренируемся рисовать на отдельном листе бумаги, а потом на доске.
Начало работы: (сопровождается показом элементов рисования)
Сначала нужно нарисовать круги и листья. Большой круг располагается внизу доски. Он рисуется розовым цветом, бутоны наверху голубым (вспоминаем, как получить розовый и голубой цвет, далее рисуем листики.
Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести краску дальше.
Воспитатель: Потом делаем теневку. На каждом круге изображаем маленькие кружки – «глазки», красный на розовом бутоне, синий на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. На купавке рисуем дужки. Под кружками бутонов рисуем дужку.
В заключении делают оживку на купавке, бутонах и листьях белым цветом.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! яркие, разноцветные. Вам нравится?
Дети: Да!
Воспитатель:.Мишка, рассеялись чаты Чары Бармалея Бесцветного? Да. Опять всё засияло красотой в городе Городец. А его мастерам очень приятно, что вы знаете и помните народные ремесла.
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?
Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать.
Воспитатель: Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.
Выставка работ. Уборка рабочего места.