Любовь
Диагностика сенсорного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика сенсорного развития детей.
1) Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).
Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы. Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки на выбор, одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами. На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат, 8 — похожие на треугольник, 8 — похожие на круг.
Публикация «Диагностика сенсорного развития детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат, а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника, и т. д. ?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы, и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку. Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку. Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа. 3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом. 4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
2) Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А
Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину. Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну. В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности. 1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия. 2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате. 4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
3) Сложи разрезную картинку (из трёх частей, (методика Стребелевой Е. А.)
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
4) Собери цветок (4 цвета) (методика Стребелевой Е. А.)
Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов. Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый).
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток. Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат. 1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения. 2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату. 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. 4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
5) Смотри и находи. (методика Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
Задание направлено на проверку уровня сформированности зрительного восприятия в окружающей среде.
Оборудование: изображения животных, предметов, продуктов питания, транспорта и т. д.
Проведение обследования:
взрослый показывает ребёнку изображения рисунков, выложенные на столе, взрослый просит определить, назвать либо показать жестом изображение, которое он увидел. Узнавание и называние реалистичных изображений, узнавание контурных изображений.
Обучение: взрослый показывает изображения ребенку, описывать предмет, который необходимо найти на рисунках, просит сделать ребенка. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый помогает отыскать предметы изображений, описывает их, задавая вопросы «Где машина? Где яблоко? и т. д.».
6) Где предмет? (методика Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Задание направлено на проверку уровня сформированности пространственного восприятия.
Оборудование: изображения предметов, стол, игрушки, счетные палочки.
Проведение обследования: показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д. ; выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.); конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценочные материалы:
Принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
Знаком «+» отмечаются задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).
Знаком «–» отмечаются задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
Уровни сенсорного развития каждого из детей:
- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
- средний уровень – 2- 3 выполненных задания;
- низкий уровень – 1 выполненное задание.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
• высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20–15;
• средний уровень – количество набранных баллов 15–10;
• достаточный уровень – количество баллов 10–5;
• начальный уровень – количество баллов 5–0.