Залина Касимова
Диагностика экологического воспитания детей по окружающему миру в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
Диагностика экологического воспитания и развития детей средней группы составлена на основании программы «Детство» и с учетом требовании ФГТ. Вопросы к индивидуальной беседе составлены Касимовой З. У.
Используемый материал :
• Карточки животных и их детё нышей: щенок, котёнок, телёнок, козлёнок, медвежонок.
• Картинка: двор, дом, лес, поле.
• Иллюстрация по теме «Все о рыбах», конверты с картинками рыб.
Публикация «Диагностика экологического воспитания детей по окружающему миру в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Картинки с изображениями разных растений.
• Цветы по возрасту
• Аквариум
Цель обследования: Выявить уровень знаний, умений и навыков о природе и поведения в ней.
Задания:
1. ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ
Задача:
формировать представления о растениях, определять их характерные признаки: цветок, лист, стебель. Формировать понимание зависимости роста растений от условий, в которых находится это растение. Наличие влаги, тепла, света, питательной почвы.
1. Чем растения держатся в земле? Что в земле у растения? Ещё для чего нужен корень растению?
2. Что будет с растением, если его не поливать?
3. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
4. Расскажи и покажи, как нужно поливать, рыхлить, мыть растение?
5. Для чего нужны растения в комнате?
Проблемная ситуация.
Поставить среди растений неухоженное растение: поддон грязный, листья опустились, земля покрыта белым налётом. Реакция детей на это растение.
2. ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
Задача:
Расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах, особенности их поведения, передвижения, о том, что они едят, какую пользу приносят людям.
Расширять представления о жизни диких животных.
Всем детям раздаются картинки с изображение животных:
собака, кошка, корова, коза, заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёжик, бабочка, жук, ворона, голубь, воробей.
1. Положи картинки, где нарисованы животные
2. Найди на картинке дом для этих животных, т. е. положи туда, где живут эти животные. (двор – домашние животные, лес – дикие животные).
3. Предложить показать животных, которые бегают, прыгают, летают.
4. Дидактическая игра «Найди свою маму»
Мама дала денег на мороженое. Иди быстрее, а то магазин закроется. Увидел жука, который барахтается в воде и не может вылезти. Если ты поможешь жуку, то опоздаешь в магазин и не сможешь купить мороженое. А если не поможешь, то жук утонет, погибнет. Как ты поступишь в этом случае?
3. «Природа – наш друг?» Живая и неживая природа!
Цель: выявить характер представлений об объектах окружающей природы.
Игра проводится в парах. Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответ своего соперника, исправляют или соглашаются.
-На какие 2 условные части подразделяется окружающая нас природа?
-Что относится к неживой природе? К живой природе?
-Почему растения относят к живой природе?
-Какие виды растений есть на участке детского сада.
-Назови деревья, кустарники, цветы нашего участка.
-Как они появились здесь?
-Что мы делаем для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо?
-Какие птицы живут или прилетают на территорию участка детского сада?
-Каких насекомых ты знаешь? Кого из них встречал на участке детского сада?
-Что было бы, если бы живая природа исчезла?
Оценка результатов.
Высокий уровень 3 балла.
Для детей характерна выраженная направленность отношения к природе.
Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.
Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют, замечая экологические проблемы в детском саду и на его территории, пытаются их решить, привлечь внимание старших.
Испытывают удовольствие от помощи живому существу. Сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.
Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения животным и растениям выступает понимание ценности мира природы, стремление к совершению добрых поступков.
Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.
У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).
Представление о нормах отношения к животным и растениям становится более дифференцированным. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомым живым объектом. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой.
У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.
Уровень ниже среднего 1 балл.
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное.
Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять с объектами небрежность. Даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное отношение к внешне непривлекательным живым существам.
Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес к ним.
Представления о природных объектах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения.
Имеют представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что так надо.
Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.
№ Ф. И. О. ребенка Комнатные растения животные Живой уголок результаты
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
1. Алейников Д. 1 1 1 н
2. Акименко Т. 2 3 2 с
3. Барсагова Ф. 2 3 3 в
4. Болиев А. 1 1 1 н
5. Гукежев А. 2 2 2 с
6. Дьяченко А. 1 1 1 н
7. Куважокова А. 1 2 2 с
8. Кузьмичев Д. 1 2 2 с
9. Лучников Р. 2 2 2 с
10. Мельникова О. 3 3 3 в
11. Метов Т. 1 1 1 н
12. Мхитарян А. 3 3 3 в
13. Николенко М. 1 1 1 н
14. Пугачев Д. 1 1 1 н
15. Рудницкая Н. 2 2 2 с
16. Седова М. 2 1 2 с
17. Сейнов Н. 2 2 2 с
18. Созаев А. 1 2 2 с
19. Сологуб Р. 2 2 2 с
20. Топорченко Б. 3 3 3 в
21. Усоев Б. 3 2 2 с
22. Файзулаева Д. 1 1 1 н
23. Хашев А. 1 1 1 н
24. Хашев К. 2 2 2 с
25. Ханов А. 1 1 1 н
26. Хромова С. 2 1 2 с
27. Шириев Р. 1 1 1 н
28. Эльмесова Д. 1 1 1 н
29. Эльмесов К. 2 2 2 с
30. Эфендиев И. 1 1 1 н
Справка по результатам диагностического обследования на начало года.
Определение уровня развития элементарных знаний о природе у детей средней группы.
Согласно годовому плану работы на 2013 уч. год, в период с 30.09.13г. по 30.11.13г. проводилась педагогическая диагностика по выявлению уровня знаний и представлений, в области знаний о природе у детей средней группы.
В диагностике использовались следующие методы : вопросы, проблемные ситуации составленные воспитателем детского сада Касимовой З. У. в соответствии с требованиями ФГТ и программы «Детство».
Цель: 1) Выявить уровень знаний, умений и навыков о природе и поведения в ней
2) Проследить динамику усвоения программного материала
3) Внести изменения в педагогический процесс с целью устранения недостатков.
Уровни усвоения программного материала:
Высокий уровень (3б) : Ребенок безошибочно и правильно делает диагностическое задание; без труда отвечает по картинкам; правильно называет правила поведения в окружающей природе; анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень (2б) : Ребенок затрудняется выполнять диагностические задания, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на дополнительные задания, не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень (1б) : Уровень об окружающем мире – низкий. Ребенок не может выполнить диагностическое задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ. Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам; не может анализировать поступки людей к природе.
Диагностические задания :
1. ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ
Можно проводить индивидуальный опрос, можно подгрупповой.
6. Чем растения держатся в земле? Что в земле у растения? Ещё для чего нужен корень растению?
7. Что будет с растением, если его не поливать?
8. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
9. Расскажи и покажи, как нужно поливать, рыхлить, мыть растение?
10. Для чего нужны растения в комнате?
Проблемная ситуация.
Поставить среди растений неухоженное растение: поддон грязный, листья опустились, земля покрыта белым налётом. Реакция детей на это растение.
2. ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
Задача:
Расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах, особенности их поведения, передвижения, о том, что они едят, какую пользу приносят людям.
Расширять представления о жизни диких животных.
Всем детям раздаются картинки с изображение животных:
собака, кошка, корова, коза, заяц, лиса, медведь, волк, белка, ёжик, бабочка, жук, ворона, голубь, воробей.
5. Положи картинки, где нарисованы животные
6. Найди на картинке дом для этих животных, т. е. положи туда, где живут эти животные. (двор – домашние животные, лес – дикие животные).
7. Предложить показать животных, которые бегают, прыгают, летают.
8. Дидактическая игра «Найди свою маму»
Мама дала денег на мороженое. Иди быстрее, а то магазин закроется. Увидел жука, который барахтается в воде и не может вылезти. Если ты поможешь жуку, то опоздаешь в магазин и не сможешь купить мороженое. А если не поможешь, то жук утонет, погибнет. Как ты поступишь в этом случае?
3. «Природа – наш друг?» Живая и неживая природа!
Цель: выявить характер представлений об объектах окружающей природы.
Игра проводится в парах. Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответ своего соперника, исправляют или соглашаются.
-На какие 2 условные части подразделяется окружающая нас природа?
-Что относится к неживой природе? К живой природе?
-Почему растения относят к живой природе?
-Какие виды растений есть на участке детского сада.
-Назови деревья, кустарники, цветы нашего участка.
-Как они появились здесь?
-Что мы делаем для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо?
-Какие птицы живут или прилетают на территорию участка детского сада?
-Каких насекомых ты знаешь? Кого из них встречал на участке детского сада?
-Что было бы, если бы живая природа исчезла?
Результаты:
1. Количество детей 4, Высокий 13%.
2. Количество детей 14, Средний 47%.
3. Низкий результат показали 12 детей,40% %. Это следующие дети Болиев А, Алейников Д., Дьяченко А., Метов Т., Николенко М., Пугачев Д., Файзулаева Д., Хашев А., Ханов А., Шириев Р., Эльмесова Д., Эфендиев Р.