Анна Борисова
Консультация «Диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Метод вербальных выборов» (21, с. 16).
Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить, никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
Обработка данных и анализ результатов:
Публикация «Консультация „Диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений у дошкольников“» размещена в разделах
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
• популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
• предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,
• игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками,
• отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.
При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.
Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы. По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.
Методика «Картинки» (21, с. 25).
Здесь детям предлагается найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации. Детям предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации :
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа.
Обработка данных и анализ результатов.
В данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Степень решения проблемы измеряется по трехбалльной шкале
0 баллов - отсутствие ответа;
1 балл - обращение за помощью к кому-либо;
2 балла - самостоятельное и конструктивное решение проблемы.
Помимо уровня развития социального интеллекта, методика «Картинки» может дать богатый материал для анализа качественного отношения ребенка к сверстнику.
Этот материал может быть получен из анализа содержания ответов детей при решении конфликтных ситуаций. Решая конфликтную ситуацию, обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме).
2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику.
Методика «Беседа» (21,c.27).
Для выявления представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих с ним проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения с ребенком. Ребенку задаются следующие вопросы:
-Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему?
-Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?
-Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него
-Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
-Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?
-Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?
-Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
-Если тебя хвалят за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
-Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
-Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?
-Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела и она не может пойти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение?
Обработка данных и анализ результатов.
Эти десять вопросов можно подразделить на три группы:
Первая - вопросы, выявляющие общее оценочное отношение и представление ребенка о других детях. Например, второй вопрос является провокационным. Предполагается, что гуманная позиция - это принятие всех детей и их положительная оценка. Если же ребенок дает отрицательную оценку детям - это свидетельствует о поверхностном, предметно-оценочном отношении к сверстникам.
Вторая - вопросы, позволяющие судить об уровне сформированности представлений ребенка о состояниях сверстника и адекватности их оценки. К таким вопросам относятся 3, 4, 5, 8, 9 (см. текст беседы). Задавая ребенку такие вопросы, важно выявить понимание ребенком субъективных состояний сверстника, т. е. что ребенок переживает в конкретной моделированной ситуации, а не его знания о том, какой сверстник (жадный, добрый и т. д.).
Третья - вопросы, имеющие целью выяснить уровень сформированности представлений ребенка о своих собственных переживаниях и степень их адекватного оценивания. Примером таких вопросов являются вопросы 6, 7, 10.
При обработке ответов на вопросы первой группы фиксируются: а) ответы, в которых дается отрицательная оценка детскому саду и сверстникам; б) ответы, положительно оценивающие детский сад и детей в группе; в) варианты отсутствия ответов.
При обработке вопросов второй и третьей групп фиксируются иные показатели: а) адекватность оценки; б) варианты ответов «не знаю» либо отсутствие ответов.
«Опросник для детей» (19, с. 43).
1. Знаешь ли ты, что такое конфликт (ссора?
2. Знаешь ли ты, что может явиться его (ее) причиной?
3. Часто ли ты конфликтуешь (ссоришься) со сверстниками?
4. Из-за чего это происходит?
5. Как обычно заканчиваются твои конфликты (ссоры) с друзьями?
6. Часто ли ты конфликтуешь (ссоришься) с родителями или другими взрослыми?
7. Если ты конфликтуешь (ссоришься, то из-за чего?
8. А как заканчиваются конфликты (ссоры) с взрослыми?
9. Какие чувства ты испытываешь, когда попадаешь в конфликтную ситуацию (участвуешь в ссоре?
10. Нравится ли тебе это состояние (нравятся ли тебе эти чувства?
11. Можешь ли ты отказаться от своих желаний, чтобы не вызвать конфликт (ссору?
12. Можешь ли ты первым пойти на уступку, чтобы договориться или первым пойти помириться, признавая вину?
13. Сможешь ли ты справедливо рассудить кто прав и кто виноват в чужом конфликте (чужой ссоре?
14. А если один из участников конфликта твой близкий друг?
15. Наблюдал ли ты когда-нибудь конфликты (ссоры) у взрослых людей?
16. Что ты при этом чувствовал?
17. Хотелось бы тебе вмешаться?
18. Что бы ты сделал, чтобы конфликтов (ссор) не было?
19. Как ты считаешь, бывают ли такие люди, которые никогда ни с кем не конфликтовали (не ссорились?
20. А мог бы ты длительное время ни с кем не конфликтовать?
Таким образом, предложенные выше методики помогают выявить определенные тенденции в развитии отношения ребенка к сверстникам и к самому себе. Особое внимание психолога должны привлекать случаи игнорирования сверстников, страх перед ними, враждебное отношение к другим, подавление и обвинение их и пр. Использование предложенных методик будет способствовать своевременному выявлению этих тенденций и поможет обнаружить детей, представляющих своеобразную группу риска в развитии проблемных форм межличностных отношений.