Марина Меликова
Родительское собрание «Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи».
Оборудование: солнышко из бумаги, на каждом луче которого находятся надписи — подсказки, ноутбук, мультимедийный проектор, презентации, памятки для каждого родителя «Советы логопеда», «Шпаргалка для родителей», рисунки детских ладошек на листе А4, простые карандаши, ручки.
Публикация «Родительское собрание „Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Перед собранием родители получают памятки «Советы логопеда», «Шпаргалка для родителей», бумажные «лучики» для солнышка с надписями,
Сообщение учителя-логопеда Меликовой М. В. для родителей «Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи».
Здравствуйте, дорогие родители! Очень приятно видеть вас в нашем зале.
Слайд1. Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях! В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО, одна из задач которого — это «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Как вы думаете, могут ли проблемы в речевом развитии ребёнка омрачить ему жизнь? (ответы родителей)
Слайд 2.
Конечно, да, могут, так как одна из главных функций речи — коммуникативная. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передаётся информация от человека к человеку, передаётся опыт поколений. Мы, как близкие взрослые люди, не вправе оставлять ребёнка один на один с его проблемой.
Слайд 3.
Семья и ДОУ не могут заменить друг друга и не должны это делать. А должны оказывать взаимную помощь. Родители — главные люди, ответственные за воспитание и развитие своих детей, а педагоги — помощники в этом нелёгком и очень важном деле.
Слайд 4.
От того, что ребёнок посещает логопедические занятия, его речь не станет сразу правильной и красивой. Без вашего участия в исправлении речевого недоразвития у детей не обойтись. Только совместными усилиями мы можем добиться желаемых результатов. Успех всей логопедической работы во многом зависит от того, добросовестно ли семья относится к выполнению рекомендаций логопеда и воспитателей. Были случаи, когда речевые нарушения у детей исправить не удалось по причине малой активности родителей в коррекционном процессе, частых пропусков занятий. Речь данных детей значительно улучшилась, им были поставлены все звуки, которые дети на занятиях под контролем взрослого говорили правильно, а в свободном общении с людьми, без специального контроля, дети эти звуки в своей речи не произносили правильно.
Но при активном участии всех членов семьи ребёнка, тесном взаимодействии родителей, педагогов и ребёнка, речевое недоразвитие можно полностью исправить. Поэтому, наше взаимодействие очень важно для полноценного развития каждого ребёнка.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие на «поезде знаний», которое поможет нам определить направления работы с нашими детьми и наше взаимодействие. В нашей поездке вам будет светить солнышко. «В поезд знаний мы садимся, радостно вперед помчимся».
1) Первая станция «Советкино». Мои советы помогут вам организовать логопедическую работу в домашних условиях. Предлагаю вашему вниманию памятку «Советы логопеда».
Слайд 5.
Далее родители зачитывают по очереди советы:
Помните о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Поэтому для проведения логопедических занятий лучше выбирать игровую форму. Можно отправиться в путешествие в Страну красивой речи или пойти в гости к Смешарикам, поиграть в школу с любимой игрушкой или куклой. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка и сможете организовать процесс так, чтобы ему было интересно.
Отложите занятия с ребенком, если он чем-то расстроен, болен или устал. Перед началом занятий обязательно создайте положительный эмоциональный настрой. (Ребёнка нужно заинтересовать, чтобы он сам захотел заниматься. Для этого вам нужно проявить неподдельный интерес к занятию, тогда ребёнок тоже этим заинтересуется.
Заниматься с ребенком нужно систематически в течение недели, в том числе и в выходные дни. (Только регулярные занятия способствуют формированию устойчивых навыков правильной речи, закрепляют правильные рефлексы) Особое внимание уделяйте артикуляционной гимнастике. Проводить ее необходимо ежедневно, особенно в первое время, выполнять упражнения нужно перед зеркалом, а также можно повторять упражнения в любую свободную минутку — в транспорте, по дороге домой, во время ожидания приёма и т. д.).
Домашние задания — это совместная работа взрослого и ребёнка. (Но не выполняйте задания вместо детей, а объясняйте, как выполнить их правильно. Если ребёнок не может справиться с заданием, то покажите образец, пусть ребёнок повторит за вами, а затем предложите сделать аналогично самому. Запишите в тетрадь, что ребёнок сделал сам, а что с вашей помощью).
Будьте терпеливы и не проявляйте излишней тревоги по поводу неудач! (Никогда не ругайте ребёнка за то, что он не может выполнить задание, не смейтесь над ним, не поправляйте раздражённым голосом. Чаще находите слова поддержки. Обязательно хвалите детей за успехи, пусть даже незначительные! Сравнивайте достижения ребёнка только с его собственными успехами, а не с успехами других детей. Так вы будете формировать у ребёнка уверенность в собственных силах.
Нельзя допускать переутомления ребёнка, оно может вызвать нежелание заниматься. Постарайтесь определить пределы его работоспособности и заканчивайте до того, как он устанет. Постепенно вы заметите, что длительность увеличивается. Длительность занятий 15 - 20 минут. Делите выполнение заданий на несколько раз. Проводите релаксационные паузы, гимнастику для глаз, пальчиковые игры и физминутки.
Говорите чётко, внятно, правильно, повернувшись к ребёнку лицом. Речь взрослого — образец для ребёнка.
Дисциплинированность при выполнении домашних заданий сыграет важную роль при обучении вашего ребенка в школе.
Обращайтесь за помощью и консультациями к логопеду и воспитателям ДОУ.
Самое главное – постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения! Никогда не теряйте чувство юмора! Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком!
Итак, засиял первый лучик у вашего солнышка «Прислушиваемся к советам педагогов».
2) Вторая станция - «Развивайкино».
Слайд 6.
На этой станции мы поговорим о развитии речи. Что же такое речь? Из чего она состоит? О развитии речи детей родители часто судят по состоянию звукопроизношения, так как это «видимая» сторона речи. Если ребёнок не произносит какой-либо звук и это сразу замечают окружающие его люди. Но вот почему он его не может произнести? В чём причина? Очень часто причиной является недоразвитие фонематического слуха. Фонематический слух — способность человека различать звуки речи, он не зависит от состояния физического слуха. Умение различать звуки на слух пригодиться в процессе автоматизации в самостоятельной речи поставленных звуков, а также при обучении элементам грамоты. Представляю вашему вниманию Шпаргалку.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематических слух, следует помнить, что:
наша речь состоит из предложений;
предложения – это законченная мысль;
предложения состоят из слов;
слова состоят из звуков;
звук – это то, что мы слышим и произносим;
буква – то, что пишем и читаем;
звук на письме обозначается буквой;
звуки бывают неречевые (звуки природы) и речевые;
речевые звуки бывают гласными и согласными;
гласные звуки – звуки, которые можно пропеть голосом (выше – ниже, при этом воздушная струя, выходящая изо рта, не встречает преграды;
в русском языке шесть гласных звуков (а, о, у, ы, э, и). В схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв – 10;
согласные звуки – звуки, которые нельзя пропеть, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду;
глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит, звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит);
твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух;
твердые согласные звуки в схемах обозначаются синим цветом, мягкие согласные – зеленым.
Причиной неправильного произношения звуков может быть недостаточная подвижность речевых органов (речевая моторика) : губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. От этого артикуляции звуков нечёткие, ребёнок заменяет один звук другим, более лёгким для произношения (ш-с, л-й, ч-ть и другие). Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости органов артикуляции. Она призвана подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков. Речевая моторика тесно связана с мелкой моторикой рук и общей моторикой. Поэтому нужно уделять нацеленное внимание развитию движений кистей и пальцев рук (массаж, гимнастика, пальчиковые игры, изобразительная деятельность – лепка, раскрашивание, штриховка, обведение, работа с ножницами, поделки из природного материала, развитию координации и ловкости в общих движениях у детей (гимнастика, игры с мячом, прыжки на одной ноге и др.). Важными компонентами речи являются словарный запас, грамматический строй и связная речь. У всех детей в той или иной степени имеется недоразвитие некоторых компонентов. Таким образом, речь нужно рассматривать как единую систему, и развивать у детей все компоненты этой системы взаимосвязано.
Прикрепляем второй лучик к солнышку «Развиваем 5 компонентов речи : звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь»
Слайд 7.
Кроме того, речь — это психическая функция и она тесным образом связана с другими психическими процессами: вниманием, восприятием, мышлением, памятью. Чтобы различать звуки речи, нужно научиться прислушиваться, различать звуки окружающей среды, а для этого необходимо слуховое внимание и восприятие. Чтобы запомнить и различать буквы необходимо зрительное внимание и восприятие, зрительная память. Чтобы составить рассказ, понять смысл сказки, составить слово из букв, необходимо достаточное развитие мышления. Таким образом, необходимо развивать не только речь, но и психические функции.
Прикрепляем третий лучик «Развиваем внимание, восприятие, мышление, память, моторику»
3) Следующая станция - «Играйкино».
Слайд 8.
Важным социальным условием развития речи является правильно организованная речевая среда. Ребёнка учит то, что его окружает (Я. Коменский). Детям с речевыми нарушениями необходимо создавать специальные условия для развития и коррекции (исправление) речевых и психических функций:
Слайд 9.
Коррекционно-развивающая среда в ДОУ и дома должна включать: игры, игрушки, пособия, направленные на развитие речи, моторики, психических функций (лото, разрезные картинки, наборы игрушек: животные, птицы, мячи, конструкторы, мозаика, мыльные пузыри, игры-ходилки, детские журналы, книги и другое)
Слайды 10, 11,12.
Постоянная речевая практика для закрепления навыков правильной речи, которая обеспечивается через общение ребёнка с взрослыми. Родителям кажется, что они говорят с ребёнком много. Однако именно общения с родителями ребёнку часто и недостанет. При разговоре с детьми обязательно нужно выслушивать их ответы: ведь ребёнок нуждается в собеседнике! Используйте любой удобный момент для разговора с ребё нком: в дороге, дома, в гостях, на прогулке, во время выполнения всех ваших домашних дел. Привлекайте ребёнка к наблюдению, к проговариванию последовательности выполняемых действий. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу и т. д. Используйте мои рекомендации по лексической теме, которые размещаю в уголке. Организуйте с детьми речевые игры по лексическим темам, игры в театр (с куклами, пальчиковый, инсценировки сказок. Используйте интерактивные игры развивающего портала «Мерсибо». Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для развития его речи. Соблюдать единый речевой режим в детском саду и дома. Всем взрослым, которые разговаривают с ребёнком (родителям, бабушкам, дедушкам, тетям, дядям и т. д., нужно говорить правильно, давать образец правильной речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Всем взрослым нужно следить за правильной речью ребёнка в разных ситуациях, а не только во время занятий. Конечно, даже если не задаваться целью создания развивающей среды, ребенок все равно будет развиваться. Разница лишь в том, что у ребенка, имеющего под руками больше стимульного материала (развивающие игры, книги, живое общение и творческое взаимодействие, развитие будет идти гораздо более динамичней и разносторонней.
Прикрепляем четвёртый лучик «Специальная условия : развивающая среда, речевая практика, единый речевой режим»
4. Следующая станция «Воспитайкино»
Воспитание детей с нарушениями речи нечем не отличается от воспитания детей, у которых речь развивается правильно. Но есть и особенности, которые связаны с психологическими особенностями наших детей. Проявляются эти особенности в низкой самостоятельности, неуверенности в себе, сниженной работоспособности и другое. К примеру обычное бытовое умение застилать постель может нести развивающую направленность для ребенка, так как способствует: пониманию и выполнению инструкций; проявлению положительной оценки окружающих; повышению самооценки; улучшению общей и мелкой моторики. Во время уборки не просто просите помочь, но и объясняйте, что вы делаете и для чего. Не страшно, что поначалу совок с мусором окажется на стуле. Важно, что у ребенка появляется впечатление, что он участвует в каком-то взрослом деле! Самостоятельные действия приводят к самостоятельным выводам, а способ действий будет применяться в аналогичных обстоятельствах.
Прикрепляем пятый лучик «Воспитание самостоятельности и ответственности, инициативности, умения взаимодействовать с детьми и взрослыми».
5. Следующая станция «Прощальная».
Дети очень быстро растут. Какими они станут — зависит от нас с вами. Не жалейте для них волшебных капель, названия которым — любовь, терпение, надежда и забота, и тогда у вас все получится!
Прикрепляем шестой лучик «Любовь, терпение, надежда, забота» Вот какое лучистое солнышко у нас получилось. Надеюсь, что все лучики коснутся вас и ваших детей. Педагоги и дети приготовили вам сюрприз — свои ладошки, нарисованные на листе бумаги. Приложите свою ладонь на этот лист и обведите её.
Прочитаем вместе стихотворение, которое вы расскажите своим детям:
Вот лежит моя ладошка –
Тут на маминой (папиной) руке.
Если мама (папа) ты со мной –
Мир чудесный и цветной!
Благодарим всех за уделённое время, внимание, понимание и сотрудничество.
Используемая литература.
1. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. 2. Антонова О. А. Логопедическая работа с ребёнком в домашних условиях. Журнал «Логопед» № 7/2015.