Ирина Зыкова
Диагностика и формирование текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР посредством русской народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Общее развитие личности ребенка дошкольного возраста обуславливается уровнем его речевого развития. Овладение родным языком – важнейшее приобретение дошкольника (М. М. Алексеева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева. О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др.) [3].
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается бедный, с качественным своеобразием словарный запас, специфические недостатки на всех уровнях грамматики: словообразования, словоизменения, синтаксиса. Это ведет к трудностям формирования языковой базы, выступающей основой становления текстовой компетентности (В. К. Воробьева, О. Е. Грибова, Т. Б. Филичева и др.) [1; 2].
Публикация «Диагностика и формирование текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР посредством русской народной сказки» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Цель исследования: определить уровень развития и апробировать методику формирования текстовой компетентности посредством русской народной сказки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Изучение теоретических основ проблемы формирования текстовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (первый этап исследования) обозначило основные направления проведения экспериментальной работы (диагностика и анализ текстовой компетентности, формирование текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР средствами русской народной сказки, диагностика и анализ текстовой компетентности у исследуемого контингента детей после проведения формирующего эксперимента).
Всего исследованием было охвачено 20 детей в возрасте 5-6 лет, при этом 10 человек были включены в экспериментальную группу (ЭГ) и 10 человек – в контрольную группу (КГ).
В основу методики диагностики текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР были положены следующие методики: исследования смыслового восприятия текста (Т. А. Фотекова, выявления понимания смысла текста с исключением зрительного восприятия (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина). Проводилось анкетирование родителей «Ребенок и книга».
Результаты анализа научных основ изучаемой проблемы позволили определить критерии оценки текстовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : достаточность знаний (смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление высказывания, самостоятельность выполнения); степень сформированности умений (понимание текста, навыки пересказа); качественная оценка (готовность детей к овладению текстом, понимание родителями важности проблемы). В соответствии с выделенными критериями были разработаны характеристики обобщенных уровней.
Уровень A – рассказ (пересказ) ребенка соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, оформлен грамматически правильно. Ребенок понимает содержание текста, пересказывает самостоятельно. Он проявляет заинтересованность, задает вопросы, испытывает желание рассказать о произведении кому-либо. Родители читают ребенку ежедневно, имеют домашнюю библиотеку, покупают книги.
Уровень B – при рассказе (пересказе) допущено незначительное искажение ситуации, неправильно воспроизведены причинно-следственные связи или отсутствуют связующие звенья, наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное их употребление. Ребенок, не до конца понимая содержание текста, пересказывает с подсказыванием слов взрослым, вопросы практически не задает, желания рассказать о прочитанном не испытывает. Большинство родителей читают ребенку ежедневно, имеют домашнюю библиотеку, но книги покупают редко.
Уровень C – при рассказе (пересказе) выпадают смысловые звенья, существенно искажается смысл, встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, рассказ не завершен или отсутствует описание ситуации. Ребенок не понимает содержания текста, заинтересованности не проявляет, вопросов не задает, желания рассказать о прочитанном не испытывает. Родители читают ребенку раз в неделю, домашней библиотеки нет, новые книги не покупают.
Результаты диагностики по методике Т. А. Фотековой оказались следующими. Уровень А смыслового восприятия текста с опорой на серии сюжетных картин отмечен у 1 (10%) ребенка ЭГ и 2 (20%) детей КГ, В – у 4 (40%) детей с ОНР ЭГ и 4 (40%) детей КГ, С – у 5 (50%) детей ЭГ и 4 (40%) детей КГ. Так, рассказ одного ребенка, имеющего уровень A, составлен самостоятельно, адекватен ситуации, включал все смысловые звенья, выстроенные в логической последовательности, имел вполне правильное грамматическое оформление. В рассказах детей с выявленным уровнем B наблюдалось некоторое несоответствие ситуации, исключение отдельных связующих звеньев, изъяны в грамматическом оформлении. В рассказах детей, имеющих уровень C, демонстрировалось значительное искажение смысла, грубое нарушение в использовании лексических средств. При пересказе ребенок с уровнем А воспроизводил все смысловые звенья самостоятельно, не нарушал лексические и грамматические нормы. В пересказе детей, у которых выявлен уровень В, смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, наблюдалась стереотипность оформления высказывания. У детей с ОНР с уровнем С выявлен неполный пересказ с искаженным смыслом, отмечаются аграмматизмы.
По методике О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной были продемонстрированы следующие результаты: 1 (10%) ребенок старшего дошкольного возраста с ОНР ЭГ и 1 (10%) ребенок КГ пересказали рассказ самостоятельно, то есть имеют уровень А, 5 (50%) детей ЭГ и 4 (40%) ребенка КГ пересказали с подсказками взрослого (уровень В, 4 (40%) ребенка ЭГ и 5 (50%) детей КГсказали только отдельные слова (уровень С).
Анкетирование среди родителей детей с ОНР ЭГ и КГ проходило в форме группового опроса. При анализе зафиксированных ответов родителей и детей в сводной таблице получено: уровень А присутствует у 1 (10%) ребенка ЭГ и 2 (20%) детей КГ, уровень В – у 4 (40%) детей с ОНР ЭГ и 4 (40%) детей КГ, уровень С – у 5 (50%) детей КГ и 4 (40%) детей КГ.
Качественный анализ изучения готовности старших дошкольников к овладению текстом у детей с ОНР показал, что 7 (70%) родителей ЭГ и 8 (80%) родителей КГ читают детям ежедневно, остальные – раз в неделю. Обсуждают с ребенком содержание прочитанного произведения 4 (40%) родителя ЭГ и 9 (90%) родителей КГ. Только у 4 (40%) семей ЭГ и 5 (50%) семей КГ есть домашняя библиотека. Покупают ребенку новые книги по его просьбе 5 (50%) родителей ЭГ и 6 (60%) родителей КГ, остальные считают, что книг уже достаточно. Любят слушать чтение взрослого 5 (50%) детей ЭГ и 7 (70%) детей КГ.
Результаты первичного исследования уровня сформированности текстовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показывают, что 1 (10%) ребенок ЭГ и 2 (20%) ребенка КГ имеют уровень А. Уровню В соответствуют 4 (40%) ребенка ЭГ и 4 (40%) ребенка КГ. Уровень С сформированности текстовой компетентности выявлен у 5 (50%) старших дошкольников с общим недоразвитием речи ЭГ и 4 (40%) детей КГ.
Таким образом, результаты проведенного констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что дети с общим недоразвитием речи находятся в «группе риска» по готовности к пониманию читаемого текста, сформированности текстовой компетентности. В связи с полученными показателями с детьми экспериментальной группы необходимо было проведение формирующих мероприятий.
В ходе формирующего эксперимента были выполнены следующие задачи: организация предметно-развивающей и речевой среды, способствующей формированию текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР; отбор литературного материала (русские народные сказки) для формирования текстовой компетентности в экспериментальной группе детей; разработка и реализация на практике цикла логопедических занятий по формированию текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР средствами русской народной сказки.
В первую очередь, нами была организована соответствующая предметно-развивающая и речевая среда. В кабинете учителя-логопеда мы создали «Уголок сказки», в котором дети с ОНР чувствовали себя так, как будто находятся в мире сказочных образов. В уголок вошли современные издания русских народных сказок с яркими, красочными иллюстрациями.
Учитывая методические рекомендации Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, далее осуществлялся отбор доступного освоению старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи содержания логопедической работы. Учитывая показатели овладения текстовой компетентностью детьми с ОНР, в содержание предстоящей работы вошли: вводная часть; введение в тему; лексико-грамматический анализ предъявленной русской народной сказки; моделирование связного рассказа детей по прочитанному произведению и др.
В качестве содержательно-методической основы формирования текстовой компетентности средствами русской народной сказки нами использовались такие направления и приемы коррекционной работы как: беседа, вопросы экспериментатора, пересказ, составление описательных рассказов, рассказов по сюжетным картинам, пересказ литературно-художественных произведений, рассказов по серии картин и т. д.
Завершался формирующий этап эксперимента разработкой и апробацией цикла логопедических занятий по теме исследования, целью которых было формирование текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР средствами русской народной сказки. В процессе занятий решался ряд задач.
Коррекционно-образовательные задачи: познакомить с некоторыми признаками текстов при составлении собственных связных предложений: развернутостью, последовательностью, тематичностью и др. ; формировать умение понимать и осмысливать содержание русской народной сказки, определять границы ее частей; обучать умению связно и последовательно воспроизводить литературное произведение, выразительно представлять диалоги действующих лиц и характер персонажей, придумывать отдельные эпизоды произведения, начало, конец; закреплять умение отвечать на вопросы по тексту сказки, выбирать заголовок, то есть выделять его основную мысль.
Коррекционно-развивающие задачи – развивать: а) грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, звуковую и интонационную культуры речи; б) умение общаться, сотрудничать, взаимодействовать с людьми, поддерживать беседу; в) внимание, память, мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к русским народным сказкам, наблюдательность.
Занятия проводились два раза в неделю продолжительностью 25-30 минут. За время исследования было проведено 12 логопедических занятий.
Таблица 1
Цикл логопедических занятий по формированию текстовой компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами русской народной сказки
Тема Цель Содержание
1. «Петушок - золотой гребешок». 2. «Лиса и кувшин». 3. «У страха глаза велики» 4. «Волшебная дудочка» 5. «Крылатый, мохнатый да масляный». 6. «Жихарка». 7.«Волшебные жерновцы». 8. «Хаврошечка». 9. «Морозко». 10. «Заяц-хвастун». 11. «Волк и семеро козлят». 12. «Царевна-лягушка». Формирование текстовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами русской народной сказки Организационный момент. Введение в тему. Чтение сказки педагогом. Моделирование сказки (с помощью блоков-квадратов, предметных картин с условными символами, картин-схем, мнемотаблицы, коллажа, иллюстрированного панно). Физкультминутка. Актуализация знаний. Пересказ сказки. Анализ и обсуждение детских пересказов. Рисование «Что мне больше всего запомнилось?»
В первой, вводной части логопедического занятия посредством организационного момента происходил настрой детей с ОНР на предстоящую активную познавательную и речевую деятельность. Далее детям рассказывалось, какой сказке будет посвящено занятие. Ребята вспоминали содержание русской народной сказки, ее персонажей. Затем детям выразительно читали данное произведение.
С целью предупреждения утомления воспитанников в середине занятия обязательно использовалась физкультминутка.
Необходимым элементом логопедического занятия являлась актуализация знаний – вспоминание детьми ранее усвоенных знаний и умений.
Далее старшие дошкольники упражнялись в составлении устного связного монологического высказывания, то есть пересказывали предложенную педагогом русскую народную сказку. Каждое из логопедических занятий завершалось изобразительной деятельностью – рисованием.
В результате организации формирующего эксперимента дети с общим недоразвитием речи добились заметной позитивной динамики при конструировании рассказа (связанность и последовательность изложения, информативность повествования, лексико-грамматическое оформление). Они научились осмысливать содержание сказки, четко определять границы ее частей, а также отвечать на вопросы по тексту произведения, выделять основную мысль текста. Все это, в свою очередь, в совокупности формирует их текстовую компетентность.
Рис. 1. Результаты уровня сформированности текстовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (контрольный этап)
После повторной диагностики (контрольный эксперимент) выявлено, что процент детей, имеющих уровень А (выше среднего, возрос на 20%, уровень В (средний) –повысился также на 20%, уровень С (низкий) – уменьшился на 40%.
Таблица 2
Сравнительные результаты уровня сформированности текстовой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (констатирующий и контрольный этапы)
Уровни ЭГ КГ
Констатир. этап Контрольн. этап Констатирующ. этап Контрольн. этап
А 1 (10%) 3 (30%) 2 (20%) 2 (20%)
В 4 (40%) 6 (60%) 4 (40%) 4 (40%)
С 5 (50%) 1 (10%) 4 (40%) 4 (40%)
Практическая значимость проведенного нами исследования: разработан и реализован на базе дошкольных организаций цикл логопедических занятий с включением русской народной сказки, способствующий формированию текстовой компетентности у старших дошкольников с ОНР.
Литература
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. – Москва :Изд-во Московского психолого-социального ун-та ; Воронеж : МОДЕК, 2016. – 233 с. 2. Грибова О. Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи/ О. Е. Грибова. – Москва : URSS : Ленанд, 2014. – 316 с.
3. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – Москва : Владос, 2013. – 287 с.