Солнцева Алла
Диагностика дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика дошкольников
Собранные в настоящем разделе методики, методические примеры и диагностические процедуры позаимствованы из «Практикума по возрастной психологии», подготовленного коллективом авторов Санкт-Петербургского государственного университета по рекомендации Совета факультета психологии, вышедшем в 2001 г., в СПб изд-во «Речь» под редакцией Л. А. Головей и Е. Ф. Рыбалко.
Публикация «Диагностика дошкольников» размещена в разделах
Цель данного раздела заключается в подготовке студентов к будущей самостоятельной практической работе с детьми. В раздел включены методики, не требующие сложной подготовки, специальной литературы и других стимульных средств для проведения работы по эмпирическому исследованию. Так как основной задачей лабораторных занятий по возрастной психологии является обнаружение и выстраивание логики проведения исследований особенностей и закономерностей развития на разных возрастных этапах, то мы считаем, что предложенный материал позволит студентам, изучающим данный курс, приобрести определенные навыки и умения в выполнении такого рода работ.
Методики, которые предлагаются в лабораторных занятиях необходимо провести с детьми соответствующего возраста в школах и детских садах города, местах вашей психологической практики.
Цель работы: отработка методик изучения мотивационной, эмоциональной и когнитивной сфер детей дошкольного возраста.
Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»
Ход выполнения.
Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:
Ты хочешь идти в школу?
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома?
Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
Ты любишь, когда тебе читают книжки?
Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
Почему ты хочешь идти в школу?
Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?
Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.
Обработка результатов и выводы.
Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:
1. Хочу идти в школу.
2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).
3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т. д.).
4. Люблю, когда мне читают книжки.
5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.
8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
9. Хочу быть учеником.
10. Пусть будет длиннее урок.
Методика 2. Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка
Проведение исследования.
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагаю ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца.
Текстовый материал
Сказка
Почему зайцы зимой белые шубки носят.
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.
Нет, одолею!
Нет, не одолеешь! – стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. Давай, согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.
Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
Разве тебя, косой, заморозишь – ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Выводы.
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитаю дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
(для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе). Методика 3. «Веселый – грустный»
Проведение исследования.
Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
Содержание рисунков.
1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.
3. Дети в классе во время урока.
4. Ученик в школьном коридоре разговаривает, с учительницей.
5. Ребенок дома, готовит уроки.
6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. (На всех картинах нет лиц).
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – веселое или грустное, и объяснить, почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т. п.
Выводы.
1. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:
2. У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали.
3. Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо.
4. У этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку.
5. Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный.
6. Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный.
7. Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Если испытуемый дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.