Рыбакова Ольга
Диагностика детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к школе — дело ответственное. При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений. Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д. В этом возрасте малышу предстоит подготовиться к школе и важно оценить все особенности его развития. Дошкольнику предстоит пройти тестирование не только по тем задачам, которые предлагались прежде. Будущему школьнику предлагается еще серия заданий для определения его личностной готовности, например, для определения ведущего типа мотивации или степени развития волевого процесса. Детство — самый важный период в развитии человека. Именно в детстве происходит формирование коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, закладываются основные стереотипы поведения. При этом важная роль на пути продвижения малыша в постижении жизненного пространства принадлежит взрослым, сопровождающим этот процесс. Л. С. Выготский (1964) указывал, что только в сотрудничестве со взрослым не только происходит приобретение ребенком бесценного опыта познания окружающего мира, но и осуществляется развитие высших психических функций. Открывающаяся таким образом зона ближайшего развития определяется расстоянием между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, потенциал которого определяется при помощи задач, решаемых под руководством взрослого. В современных условиях расширенного информационного пространства выстраивание отношений малыша с окружающим миром (включая и членов его семьи) необходимо пересматривать и переосмысливать заново. Вовлеченность взрослых в мир детей, их заинтересованное и чуткое отношение к естественной потребности ребенка познавать окружающий мир способны преодолеть множество различных трудностей, и в первую очередь проблему непонимания между представителями различных поколений. Отдельной трудностью
Публикация «Диагностика детей в детском саду» размещена в разделах
ющий мир способны преодолеть множество различных трудностей, и в первую очередь проблему непонимания между представителями различных поколений. Отдельной трудностью представлен этап подготовки дошкольника к началу школьной жизни. И этому вопросу в специальной литературе уделено достаточно большое внимание.
В связи с введением четырехлетнего начального образования многие дети переступают школьный порог уже в возрасте 6,5 лет. Часто эти дети не попадают в подготовительную группу детского сада, их дошкольное образование ограничивается программой старшей группы. Поэтому работа педагогов-психологов направлена на помощь воспитателям в подготовке детей 5–6 лет к обучению в школе, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности.
При поступлении в детский сад, дети обладают уже целым набором устоявшихся черт характера, набором привычек и предпочтений. Важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В противном случае педагог столкнется с тем, что малыш замкнется в себе или, напротив, начнет проявлять беспричинную агрессию и упрямство, вряд ли пойдет на контакт. Когда проводится психологическая диагностика в ДОУ, удается выявить: особенности мышления и поведения, уровень кругозора и психоречевого развития, способность к адаптации в социуме и т. д.
На основе полученных данных психолог может подобрать оптимальную методику коррекции и развития ребенка. В психологии диагностика и коррекция – это два тесно взаимосвязанных процесса. При выявлении различных отклонений в развитии ребенка психолог подбирает способ устранения той или иной проблемы, но коррекции поддаются только те свойства и особенности личности, которые обусловлены воздействием среды или ближайшего окружения ребенка, а не заданы генетически, как например, скорость, подвижность протекания психических процессов или их устойчивость.
Диагностика развития детей 5 – 6 лет помогает самостоятельно оценить уровень психического развития ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает использование небольших тестов, которые займут немного времени. Если результаты диагностики радуют, то продолжаем заниматься с ребенком дальше, но Если диагностика показывает низкий уровень развития ребенка, то стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться за помощью к психологу, который проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.