Ольга Пономарёва
Проект «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом
Публикация «Проект „Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как скоординированность, точность, гибкость руки, ритмичность.
В настоящее время проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в доу.
Работа по проекту носит инновационный характер, так как в системе работы используются :
- Нетрадиционные методы и способы развития мелкой моторики
- Активные методы взаимодействия с детьми
Метод эксперимента с различными материалами направленно на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиск новых приемов и неординарный подход к синтезу материала.
Метод создания проблемной ситуации направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений, умение видеть необычное в обычном.
Игровые приемы позволяют создать непринужденную атмосферу, способствуют развитию умения помогать и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами.
Практическая значимость проекта определена в 3-ё х аспектах:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентиров
3 Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку БМАДОУ.
Цель проекта – совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики, как средства развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Задачи
- обеспечить для всех равный старт развития и повысить их самооценку через отбор и систематизацию комплекса разнообразных игр и упражнений по мелкой моторике, с учетом уровня развития ребенка.
- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со взрослыми и сверстниками.
- стимулировать исследовательские действия с различным материалом и способом его использования для передачи особенностей предметов окружающего мира.
-повысить компетентность родителей в вопросе применения различных методов и приемов, направленных на развитие общей и мелкой моторики.
Технологии
- личностно- ориентированный подход
- педагогика сотрудничества
- игровые
- здоровьесберегающие
Основные принципы реализации проекта
- Принцип доступности
- Принцип гуманистичности
- Принцип деятельности
- Принцип непрерывности и системности
- Принцип преемственности
- Принцип интеграции образовательных областей
Интеграция образовательных областей
• Физическое развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно – эстетическое развитие
Ожидаемые результаты и продукты проекта
Результат деятельности педагогов
• Систематизация работы по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления индивидуально – личностного подхода к ребенку.
Продукты деятельности педагогов:
• Развивающий ковер
• Материал для заполнения папки – передвижки для родителей «Дружат наши пальчики».
• Буклеты для родителей
• Календарно – тематическое планирование.
• Консультации для педагогов д/с «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
• Комплексы графических диктантов
• Комплексы самомассажа
• Папка «Ориентировка в пространстве и на листе»
Результат деятельности детей
Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылок для развития графомоторных навыков, реализация его интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем. Педагогическая поддержка успешности ребенка.
Продукты деятельности детей :
• Выставки детского творчества
• Индивидуальные тетради и папки с работами детей
• Создание семейного альбома «Школа моей мечты»
Этапы проекта
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (Сентябрь)
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Форма организации.
- Игровые задания на выявление уровня развития графомоторных навыков.
- Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности.
- Анализ детских работ
- Диагностика
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ (Октябрь – Апрель)
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта
Форма организации:
- Совместная деятельность детей и родителей
- Самостоятельная деятельность детей
- Беседы с детьми
- Наблюдение
- Слушание музыкальных и литературных произведений
- Развивающие занятия (Решение проблемных ситуаций, экспериментирование с формой, материалом, работа в парах, игры на воображение)
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (Май)
Цель: Определение эффективности проведенной работы.
Форма организации:
- Развивающий ковёр
- Выставка работ детей
- Семейные альбомы «Школа моей мечты»
- Презентация проекта
Содержание работы по проекту представлено в календарно – тематическом планировании по развитию графомоторных навыков (прил. 1)
Виды деятельности по реализации проекта
• Массаж рук с карандашами, су-джок, пальчиками.
• Игры с палочками
• Нанизывание бусин
• Игры с фасолью
• Пальчиковая гимнастика
• Пальчиковый театр
• Трафареты
• Шнуровки, мозаики, прищепки
• Развивающий ковер
• Работа в тетрадях
• Квиллинг
• Рисование песком
• Рисование крупой, солью
• Рисование в нетрадиционной технике (штампы)
• Лепка, пластилинография
• Аппликация, вырезывание, скатывание, обрывание, комкание
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• Создана эмоционально – положительная среда позволяющая ребёнку почувствовать себя комфортно и благополучно при ознакомлении с новыми играми.
• Выросла речевая активность, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.
• Родители принимали активное участие в реализации проекта, достигнуты хорошие результаты взаимодействия педагога с родителями
Таким образом, целенаправленная регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию графомоторных навыков позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование в мае 2017 года показало увеличение диагностируемых знаний в среднем на 35% по сравнению с началом года. Работа способствовала сохранению психического и физического здоровья детей. И всё это напрямую готовит ребенка к успешному обучению в школе.