Оксана Махота
Диагностический аспект сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что в любых продуктах творчества всегда присутствует частичка личности автора, они всегда содержат проекции его личных переживаний, проблем, внутренних конфликтов. По сути все методы сказкотерапевтической работы являются проективными тестами. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, присущих самому индивиду; это – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. В ее основе лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности в связи с его желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет интимный мир личности.
Публикация «Диагностический аспект сказкотерапии» размещена в разделах
Сочинение или рисование сказки. В процессе сказкотерапии эти процессы предоставляют объемную диагностическую информацию об эмоциональном состоянии человека, его позиции (активной или пассивной, агрессивной или страдательной, сфере внутренних или внешних конфликтов, трудности социальной адаптации, об уровне невротизации. Например, самостоятельное придумывание сказки или ее продолжения позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (покраснение, бледность, потливость); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется желание начать сказку с начала – это следует рассматривать как признаки невротического состояния.
Интерпретация рисунков: выбор цвета, взаиморасположение и размеры объектов тоже дают много информации. При слушании сказки ее образный мир позволяет ребенку идентифицировать себя с каким-либо персонажем. При обсуждении, анализе сказки он объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажей и рассказывает о них. Ответы на вопросы взрослого позволяют также сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка.
В сказкотерапии психодиагностические и психокоррекционные процессы неразрывно связаны «здесь и сейчас». Причем акцент в этих процессах делается на поиске ресурсов человека.
Решение сказочных задач. Данный процесс является информативным диагностическим методом, который способствуют развитию творческого мышления и воображения. Этот метод подробно описан в работах Т. Д. Зинкевич-Евтигнеевой. Цель сказочной задачи – стимулировать процесс «генерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций. Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт.
Например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь, царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и назвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?».
В этой простой задаче содержится психологический вопрос: «Что вас огорчает, есть ли в вашей жизни стрессогенная ситуация?». Ответы будут самые разные. В этих ответах будет содержаться проекция травмирующих человека ситуаций, а следовательно, и уникальная проективная диагностическая информация.
А далее с помощью этой задачи можно строить и коррекцию: «А что можно сделать, чтобы царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в сказочной стране и нам доступны все средства». В ответе человек расскажет на метафорическом уровне о том, что поднимает ему настроение, что его может вывести из сложного эмоционального состояния.
Сказочная задача должна отвечать следующим требованиям:
1. Задачу предлагает какое-либо сказочное существо (Волшебник, Баба-яга).
2. Сказочные задачи служат испытанием. Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важен опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее характерные для него способы взаимодействия с миром.
3. Ситуация не должна иметь «правильного» ответа.
4. Образы, герои и события должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.
5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему. Сказочная задача должна быть направлена на преодоление препятствий (если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя, взаимопомощь и взаимодействие (если ребенку свойственен «непроработанный эгоцентризм», самоорганизацию и прогнозирование своих действий (если ребенок неорганизован) и т. п.
6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, зачем это нужно, что будет, если произойдет то-то и то-то).
Примеры сказочных задач :
1. Решил Иван-царевич поступить на службу к Бабе-яге, чтобы заработать меч-кладенец. А Баба-яга очень хитрой была, всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое же задание она дала Ивану-царевичу и почему?
2. Выехал Иван-царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти да белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идет Старичок-лесовичок, от голода спотыкается. Что делать Ивану-царевичу и почему?
3. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?
Проективные графические методики. Сегодня практические психологи широко используют графические методики для определения состояний человека, его отношения к себе и окружающим, его проблем. Несмотря на популярность таких методик, как «Дерево», «Человек», «Рисунок семьи» и др., продолжается дискуссия по поводу их психологического анализа и интерпретации.
Чаще всего эти рисунки интерпретируются с позиции поиска проблем клиента, и при этом недостаточно внимания уделяется такой стороне, как поиск его ресурсов. Сказкотерапия делает акцент в психологическом анализе рисунков именно на «ресурсных» проявлениях их автора. Такой подход обусловлен ориентацией на быструю психологическую помощь, которую ожидает клиент, обращаясь к сказкотерапевту.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что на основании одного лишь рисунка довольно сложно составить представление об особенностях клиента. Поэтому в сказкотерапии становится традиционным давать для рисования несколько заданий (обычно три) и получать серии рисунков. Лучше подбирать их таким образом, чтобы иметь возможность исследовать внутренний мир клиента
и его жизнь с разных точек зрения. На сегодняшний день предлагаются три сказкотерапевтические серии графических методик.
В первую серию, направленную на исследование отношения человека к самому себе, самовосприятие, включены следующие рисунки: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в сказочную страну», «Во что бы меня заколдовали», «Волшебная страна чувств», «Мой маскарадный костюм».
Вторая серия, состоящая из трех рисунков семьи («Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев», позволяет получить диагностическую информацию об отношении клиента к семье, о внутрисемейных проблемах.
Третья серия рисунков – «Дождливая серия» («Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране») – направлена на диагностику такого ресурса социальной адаптации, как стрессоустойчивость, способности человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Она позволяет изучать особенности реагирования, ситуативного поведения клиента в условиях моделируемого стресса. В качестве «стрессового фактора» выступает фактор внешней среды – дождь. Поиск ресурсов идет с помощью рисунка «Дождь в сказочной стране», который является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне.