Кузнецова Дарья
Диагностическая и консультативная составляющие коррекционно-педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно-педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно-развивающих и воспитательно-образовательных мероприятий.
Технология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в специальном детском учреждении предполагает решение следующих задач:
глубокое, всестороннее изучение каждого ребёнка
конструирование и реализация коррекционных программ как индивидуальных, так и групповых;
Публикация «Диагностическая и консультативная составляющие коррекционно-педагогического процесса» размещена в разделах
изучение динамики развития ребёнка в условиях коррекционного обучения, определение его образовательного маршрута;
дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы;
определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.
Таким образом, в коррекционно-педагогическом процессе органично переплетаются задачи изучения ребёнка и оказания ему психолого-педагогической помощи.
Решение этой проблемы тесно связано с отслеживанием результатов образовательной деятельности и оценки степени ее эффективности. Таким образом, формируются два направления диагностико – мониторинговой деятельности: диагностическое и контрольно-мониторинговое.
В условиях специальной школы диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.
Диагностическая работа строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы :
Принцип комплексногоподходапредполагает взаимодействие разных специалистов (врачей, психологов, педагогов) при определении причин механизмов психологической сущности и структуры нарушения развития ребенка. Каждое направление диагностики имеет дифференцированные цели и задачи, некоторые из которых будут раскрыты ниже.
Принцип системного подхода к изучению ребёнкалежит в основе определения структуры дефекта развития и иерархии отклонений. При психоло-педагогическом изучении ребенка оценивается не только то, какие психические процессы нарушены, но и какие звенья структуры психической деятельности ребёнка несовершенны (отстают в развитии, а какие сохранны.
Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования. Качественный анализ результатов исследования позволяет учитывать не столько факт выполнения или невыполнения задания, или количество выполненных заданий. Главным в оценке является качественный анализ процесса деятельности ребенка, что предполагает:
o выявление отношения ребенка к собственным ошибкам и результату деятельности;
o оценку регуляторных функций, обеспечивающих произвольные формы психической деятельности;
o анализ содержательной стороны деятельности и ее результатов;
o выявление особенностей реакции на замечания педагога или реплики товарищей;
o определение условий, позволяющих качественно улучшить деятельность ребенка;
o определение качественных особенностей психических процессов и уровня их развития.
Принцип структурно-динамического подходаориентирован на изучение особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия возрастным нормативам. Важно выявить, каков характер последовательности созревания и развития психических функций, как он соотносится с закономерностями онтогенеза.
Принцип деятельностного подхода. На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований.
Принцип ранней диагностики отклонений в развитии. Раннее выявление отклонений и начало коррекционно-развивающей работы в раннем и дошкольном возрасте позволяет учитывать сензитивность различных функций и максимально и использовать потенциальные возможности развивающегося мозга.
Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.
В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания. Важно выявить условия, при которых затруднено выполнение задания и, главное, при каких условиях происходит значительное улучшение результатов деятельности. В процессе обследования ребенка изучается, как уровень его актуального развития, так и «зона ближайшего развития». С одной стороны, обучаемость выступает в качестве основного дифференциально-диагностического критерия при разграничении сходных состояний. С другой стороны, имеет значение для построения индивидуальных и групповых программ коррекционно-образовательной работы, выбора стиля и характера взаимодействия педагога и ребенка.
На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании.
Учитывая сложность построения диагностического процесса и ответственность специалистов за полученные результаты, необходимо соблюдать требования, на которые следует ориентироваться при реализации диагностической деятельности :
Диагностика должна опираться на действующие нормативно-правовые документы, а также на внутренние документы образовательного учреждения;
Технологии исследования должна быть выстроена на научной основе и подвергнуты экспертизе;
Участники диагностического процесса должны соблюдать «Кодекс этических норм и правил»;
При оценке результатов диагностики ориентироваться на потенциальные возможности ребёнка;
Диагностика должна опираться на то, какими способами освоены ЗУН, на сколько сформированы психологические механизмы, каковы должны быть условия для успешного развития детей;
При выборе диагностических методик предпочитать критериально- ориентироочные;
Любая диагностическая процедура должна быть целесообразной;
При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л. А. Венгера, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, У. В. Ульенковой, О. Н. Усановой, Л. С. Цветковой и др. (Приложение)
В условиях специальной школы организуется углубленная диагностическая работа, в структуре которой можно выделить следующие направления:
Психологическое исследование- предполагает уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года. Результаты соотносятся с качественными характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы", что помогает выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, а также определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния. Важным аспектом исследования является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, программирования, регуляции).
Педагогическое исследование -ориентировано на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях обучения.
В специальном образовательном учреждении проводится диагностическое изучение и организуется динамическое наблюдение за ребенком, включающее несколько этапов. На каждом этапе решаются определенные цели и задачи.
I этап – обследование в начале учебного года (сентябрь)
Цель: уточнить характер нарушений и степень их выраженности. Исходя из результатов обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с ребенком и определяются задачи работы с группой.
II этап – обследование в середине учебного года (январь).
Цель: определить характер динамики в развитии ребёнка и причины трудностей в усвоении образовательной программы.
III этап – обследовании в конце учебного года (май)
Цель: Определить динамику развития ребёнка и его дальнейший образовательный маршрут.
Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка фиксируются в соответствующей документации. С их учетом для каждого воспитанника подобираются эффективные методы и приемы педагогического воздействия, определяются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
Тест для родителей «Анализ воспитанности детей в семье»
1. Послушен и исполнителен ребенок в семье? Охотно выполняет поручения родителей?
a. Всегда исполнителен и послушен.
b. Не всегда исполнителен и послушен.
c. Часто непослушен и неисполнителен.
d. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.
2. Насколько бережлив ребенок дома? Как относится к своим личным вещам?
a. Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок свои вещи.
b. Не всегда бережлив. Часто проявляет расточительность и небрежность по отношению к вещам.
c. Всегда небережлив.
3. Аккуратен ли дома?
a. Аккуратен всегда и во всем.
b. Аккуратен, но не всегда.
c. Часто бывает неряшлив.
d. Постоянно неряшлив.
4. Каково поведение ребенка дома?
a. Всегда хорошее.
b. Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.
c. Часто ведет себя плохо. На замечания не реагирует.
d. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.
5. Насколько ребенок чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?
a. Отзывчивый, заботливый, добрый.
b. Не всегда отзывчивый и заботливый.
c. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.
d. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.
6. Насколько ребенок трудолюбив?
a. Любит труд, постоянно сам помогает старшим.
b. Не всегда помогает, делает то, что поручают.
c. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.
d. Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый.
7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?
a. Всегда прост и скромен.
b. Не всегда, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.
c. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.
d. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.
8. Проявляется ли критичность?
a. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.
b. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.
c. Очень редко высказывает свое мнение и критические суждения.
d. Не критичен, подстраивается к мнению других.
9. Проявляет ли самокритичность?
a. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.
b. Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
c. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания.
d. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.
10. Каково отношение к своим сверстникам, к детскому саду?
a. Любит свою группу и детский сад, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома.
b. Любит детский сад и группу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.
c. Равнодушен к делам группы, детскому саду.
d. Не любит своюгруппу и детский сад, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
Шкала оценки и самооценки:
3 балла – максимально выражено качество;2 балла – средне;1 балл – слабо выражено;0 баллов – отсутствует данное качество.
Чем больше количество баллов, тем выше уровень воспитанности. Максимальное число показателя воспитанности – 36.
Список литература:
1) Гонеев, А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики
2) Грибанова, Г. ПМПК//Школьный психолог. - 2002.-№ 25-26.
3) Коррекционная педагогика в начальном/Под ред. Г. Ф. Кумариной. - М., 2003.- С. 291-312.
4) Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающие обучение. - М., 1999.- С. 70-75.