Елена Олейникова
Экспериментирование-основа системного подхода к познанию окружающей действительности
▼ Скачать + Заказать документы
«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Поэтому, необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Публикация «Экспериментирование-основа системного подхода к познанию окружающей действительности» размещена в разделах
Познать мир во всем его многообразии, когда ребенок узнает, из чего состоит тот или иной предмет, ситуация, позволяет системный подход к познанию окружающего мира.
Системный подход к познанию окружающего мира – это умение видеть, воспринимать, представлять любой объект, явление как единое целое во всей сложности и со всеми связями, изменениями. На мой взгляд, одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.
Все мы прекрасно знаем, что самый пытливый исследователь – это ребенок, так как этот маленький человек каждый день познает окружающий мир и задает множество вопросов. Поэтому, детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Можно выделить эксперименты экологической и научной направленности. Я хочу поделиться опытом организации детского экспериментирования экологической направленности. На данный момент я работаю с детьми подготовительной группы и нам с ними ближе экологическая направленность экспериментирования. Работу по опытно-экспериментальной деятельности я начала еще с младшей группы. Постепенно вводила детей в мир экспериментов и опытов, начиная с элементарного – со случайных экспериментов, то есть они проводились экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы, в группе или на участке. Хочется рассказать, с чего началась моя идея о проведении экспериментов с детьми, что повлияло на более расширенное познание окружающего мира. Находясь еще в младшей группе, мои воспитанники на прогулке задавали множество вопросов об окружающей действительности. Я поняла, что у детей проявляется интерес узнать больше и решила их знакомить с окружающим миром через проведение экспериментальной деятельности более углубленно.
Формы работы опытно – экспериментальной деятельности реализуется мною в занятиях по познавательной деятельности (согласно сетке занятий, в совместных видах деятельности с детьми и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Мною был разработан перспективный план по организации экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Данный план разбит на четыре блока, которые соответствуют четырем временам года:
«Песочная сказка»;
«Кладовая Мышки-норушки»;
«Лучезарная росинка»;
«Зеленая полянка».
Блок «Песочная сказка» разработан для летнего периода. Включает в себя всевозможные опыты и эксперименты с песком, водой и глиной. В данном блоке дети знакомятся со свойствами песка и глины, узнают о его необходимости в жизни человека. В данный блок мною были включены следующие опыты: «Песчанный конус», «Рассеянный песок», «Своды и тоннели», «Морской песок» и другие. В центре экспериментирования подобрано оборудование для реализации данного блока. Это всевозможные колбы, пластиковые бутылки, лотки, лопатки, лупы. Хотелось бы рассказать об одном из опытов на установление свойств песка. Для этого нам понадобился сухой песок. Мы взяли горсть сухого песка и выпустили его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, расстущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом выступают сплывы – движение песка похоже на течение. Дети по окончании опыта сделали вывод, что песок может двигаться.
Блок «Кладовая Мышки-норушки» разработан для осеннего периода и включает в себя опыты и эксперименты с различными крупами, водой, их отличительными особенностями и их свойствами. В данный блок мною были включены следующие опыты: «Цветная манка», «Волшебное сито», «Что растворяется в воде», «Фокусы с мукой» и другие. Оборудованием для проведения опытов в данном блоке являются керамические блюдца, чашки, колбы, стаканы, сито и т. д. Хотелось бы рассказать об одном из этих опытов подробнее: мы с детьми решили установить, что происходит с мукой при взаимодействии с водой. Итогом стало то, что мука из сыпучего состояния превращается в эластичное.
Блок «Лучезарная росинка» разработан для зимнего периода и включает в себя опыты и эксперименты с водой, ее различными состояниями, и воздухом. В данный блок я включила следующие опыты: «Звенящая вода», «Водяная мельница», «Тетушка Клякса», «Где вода», «Таинственные капельки», «Тающий лед» и другие. Оборудованием для проведения опытов в данном блоке являются керамические блюдца, чашки, колбы, стаканы, пипетки, стеклянные палочки и т. д. Особенный интерес вызвал у детей опыт «Тетушка Клякса». В ходе него дети узнали, что воду можно окрасить различными красителями и красками, а вот тушью нельзя. При попадании туши в воду образуются разводы, создающие различные узоры.
Блок «Зеленая полянка» разработан для весеннего периода и включает в себя опыты и эксперименты с почвой, водой и семенами различных растений. В этом блоке у детей есть возможность познакомиться с различными видами почв, ее характеристиками, узнать о мире флоры и более углубленно изучить. На весенний период мною запланированы следующие виды опытов: «Может ли растение дышать?», «Нужен лли корешкам воздух?», «Что выделяет растение?», «Где лучше расти?», «Лабиринт», «На свету и в темноте» и другие. Для данного блока необходимо следующее оборудование: комнатные растения, семена различных растений, почва различных видов, прозрачные емкости, горшки для цветов.
Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т. п. Часто этим же занимается и озорная девочка Почемучка, живущая в нашей группе. Игрушка «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. В костюме героини появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов, рюкзачок для нужных и интересных вещей, яркая нарядная косынка у Почемучки — все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Почемучка вместе с детьми составляет правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются, например:
С водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду — не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук - друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
С песком:
Если сыплешь ты песок — Рядом веник и совок.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Доброй традицией на протяжении нескольких лет в ДОУ и в моей группе является проведение конкурсов «Я - исследователь» и «Семейный экологический проект» с участием родителей и воспитанников дошкольных учреждений. Мои воспитанники не являются исключением: каждый год мы принимаем участие в данных мероприятиях и занимаем призовые места. Наши родители с огромным удовольствием включаются в совместную работу, так как понимают, что детям необходимо познавать окружающий мир путем экспериментирования, ведь усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Закончить свое выступление хочу такими словами:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский