Марина Федотова
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эксперимент - это планомерное проведенное наблюдение.
Экспериментирование выступает как метод обучения, используется для передачи детям новых знаний. А так же рассматривается как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
Экспериментирование это средство обучения, которое позволяет ребенку формировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей в окружающем мире.
Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в дошкольном возрасте. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых заключается в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. Самостоятельная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. Детей нужно включать в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Экспериментальная деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В процессе экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а выстраивается самими детьми.
2. В экспериментальной деятельности достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
3. Некоторые дошкольники не любят играть; предпочитают заниматься каким-либо делом; при этом их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Фундаментальным является тот факт, что экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет детям моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию в детском саду начинают проводить со второй младшей группы. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и другие.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега. Дети узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например «Почему эта тряпочка высохла быстрее?» (потому что она была на батарее); «Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему». Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвинуть гипотезу, совместно определить этапы работы, делать выводы.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов. Организация работы по экспериментированию проводится по трем взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций нужно обращать внимание детей на мнение других, учить слушать друг друга, предлагать более активным детям помочь застенчивым.
Так же учить детей в ходе деятельности задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.
На 6-м, 7-м году жизни все более углубляются представления детей об окружающем мире, эксперименты усложняются по содержанию и методике проведения.
Теперь инициатива по проведению экспериментов чаще принадлежит детям. Постепенно увеличиваются задания по прогнозированию результатов. Например, «Сегодня мы посадили зерна овса, подумайте, каким он будет через 10 дней».
Необходимо стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей.
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. В процессе экспериментирования развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Детское экспериментирование играет огромную роль и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Для эффективного развития познавательных способностей дошкольников необходимы условия :
-систематизация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
-формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования
-создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды соответствующей направленности.
Условия организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ
Организация экспериментирования в детском саду предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям отнсят три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт.
Важным условием по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды. Основными требованиями, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должно быть:
1. Место для постоянной выставки, где размещают мини музей, в котором могут находиться различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (ракушки, камни, кристаллы, и т. п.)
2. Место для приборов. Основным оборудованием в уголке являются приборы-помощники, такие как: лупы, компас, весы, песочные часы, магниты. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики. Красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и прочие материалы.
3. Место для хранения природного и «бросового» (камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; материалов проволока, мех, ткани, пластмассы и т. д.)
4. Место для проведения опытов, которое должно быть просторным, так чтобы могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы данное место могло быть мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.
5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Заключение
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями.
Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития его познавательных способностей.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом -путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
В связи с этим, следует подчеркнуть значимость обоснованной и правильной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов. Создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта.
Детское экспериментирование разработано на основе педагогических условий развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Основное содержание организации детского экспериментирования предполагает : расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира; уточнение свойств и признаков объектов и предметов; расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. В содержании работы представлено детское экспериментирование на выявление свойств воздуха; выявление свойств воды; выявление свойств снега и льда; выявление свойств песка и глины; знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений. Планирование построено с учетом тематических недель ДОУ.