Юлия Пономаренко
Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст считается периодом активной социализации. Но в наши дни непросто привить идеи добровольчества, потому что у многих людей существует стереотип, что человек, который занимается честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. Можно обозначит, что создание позитивного имиджа волонтера и популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.
Публикация «Детское волонтерство как средство формирования позитивной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, которое объединяет дошкольников, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах воспитанники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности [2].
Отмечено, что создание волонтерского движения дошкольников по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у детей социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, а так же умение сотрудничать в команде.
Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, а так же осуществляя волонтерскую деятельность.
Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, который включает в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [1].
Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко. Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М. И. Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М. В. Поддубная, М. В. Демиденко и др.). Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально - значимых качеств молодежи, а так же формированию у нее активной жизненной позиции.
В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Поэтому среди образовательных практик заинтересовало волонтерство, которое уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, которая в дошкольный период протекает интенсивно.
Технология эффективной социализации - волонтерство компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность и инициативу. Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет [2] :
- к формированию у воспитанников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;
- к повышению рейтинга образовательного учреждения.
Реализация технологии «Дети-волонтеры» помогает педагогам создать условия для достижения детьми целевых ориентиров стандарта дошкольного образования : инициативы, самостоятельности, ответственности, любознательности, умения взаимодействовать, общаться, выбирать вид деятельности, партнера, разрешать конфликты, принимать решение, работать в команде. Преимущества технологий социализации в том, что они не требуют какой либо специальной подготовки воспитателей, не требуют покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Технология «Дети-волонтеры» решает следующие задачи [4] :
- формирует у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
- развивает коммуникативно-речевые умения и навыки обеих сторон;
- помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей;
- совместная деятельность идет в процессе познания, когда обмен знаниями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Несмотря на то, что технология «Дети-волонтеры» удивительно простая в использовании, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как педагоги не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, возникла необходимость пересмотреть подход к организации условий развития ребенка – дошкольника [3].
Таким образом, помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность; - они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; - Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада [Текст] // Журнал Детский сад : теория и практика. 2013 №5 99 с.
2. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие [Текст] / Н. П. Гришаева. – М. : Вентана – Граф, 2016. – 184 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
4. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников [Текст] // Молодой ученый. — 2018. — №46.2. — 111 с.