Шабалова Марина
Детско-родительский проект «У бабушки в деревне» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
(4–5 лет)
«У бабушки в деревне».
Вид проекта:познавательный.
Продолжительность: с 25 марта по 5 апреля (краткосрочный).
Постановка проблемы:
Первичное диагностирование знаний детей по развитию речи показывает, что:
1. Дети не всегда умеют правильно называть домашних животных и их детёнышей (иногда просто называют «маленькая коровка» и т. п.).
2. Имеют слабые знания об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни животных.
Публикация «Детско-родительский проект „У бабушки в деревне“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
3. Затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа в родительном падеже, уменьшительно - ласкательной формы, притяжательных местоимений).
4. У детей слабо развита связная речь.
5. Зачастую воспитанники не видят опасностей при встрече с чужими домашними животными.
6. Для развития познавательной активности детей редко привлекаются родители.
Актуальность проекта: Дети, у которых нет бабушек в деревне, не имеют понятия о жизни деревни. Дети знакомятся с предметами домашнего обихода, которые используются в деревенской жизни, с домашними животными, с условиями, где они проживают только по картинкам.
Цель проекта: расширить знания детей о домашних животных, развить у детей интерес и первоначальные экологические представления.
Задачи:
1. Рассказать детям о труде людей в деревне.
2. Познакомить с некоторыми предметами обихода.
3. Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных (чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям).
4. Продолжать учить узнавать и правильно называть домашних животных и их детёнышей (корова, свинья, лошадь, собака, кошка, коза, овца, кролик).
5. Формировать обобщающие понятия «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними).
6. Совершенствовать лексические и грамматические средства языка:
• учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными (коровий хвост, лошадиная грива, козьи копытца).
• учить образовывать уменьшительно - ласкательные существительные с помощью суффиксов;
• упражнять в использовании в разговорной речи существительных
множественного числа (много коров, лошадей, коз) и существительных родительного падежа (нет коровы, коз, лошади).
• расширить запас слов, обозначающих название действий и признаков.
7. Формировать связную речь в процессе рассматривания картин.
8. Развивать психологические процессы (внимание, мышление) на основе подобранных дидактических и развивающих игр.
9. Воспитывать любовь к животным. Формировать желание ухаживать за ними.
10. Активизировать совместную деятельность детей и родителей в процессе реализации проекта.
Предполагаемый результат:
1. Предполагается усвоение программы по теме «Домашние животные»,
а именно:
• дети усвоят знания об особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных;
• научатся правильно называть животных и их детёнышей;
• узнают, какую пользу людям приносят домашние животные;
• проявление интереса к домашним животным и их детенышам.
• расширят умение использовать в разговорной речи обобщающие понятия «домашние животные»;
• улучшат речевую память.
2. Появление представлений о некоторых предметах домашнего обихода.
3. Уважительное отношение к труду взрослых.
4. В совместную деятельность будут вовлечены дети и их родители.
Участники проекта: родители, воспитатели, дети группы «Ландыш».
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Приемы:
- чтение воспитателем стихов, сказок, рассказов;
- наблюдение;
- рассматривание книжных иллюстраций, муляжей, наглядного материала;
- проведение дидактических игр;
- беседы с элементами диалога;
- организация продуктивной деятельности;
- организация познавательно-исследовательской деятельности;
- изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
- подведение итогов.
Необходимое оборудование: муляжи, дидактические игры по теме, картинки, книги.
Образовательные области:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие.
5. Физическое развитие.
Основные этапы реализации проекта:
- подготовительный этап;
- основной этап;
- заключительный этап.
I. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе была проведена проверка знаний детей по теме «Домашние животные»; происходил подбор необходимой методической литературы, художественной литературы, иллюстраций и картин, атрибутов и игрового материала к сюжетно - ролевым играм, подбор и изготовление дидактических игр; планирование предстоящей работы и разработка конспектов по теме.
II. Основной этап проекта включает в себя мероприятия и совместную деятельность педагога с детьми, работу с родителями.
Мероприятия с детьми.
Во время проведения проекта были созданы условия для самостоятельной деятельности. Книжный уголок был пополнен произведениями о домашних животных. Так же были пополнены дидактические игры по теме, иллюстративный материал.
1. Познавательное развитие.
Общение и показ:
1. Беседа «Во дворе у бабушки».
Цель: уточнить и расширить знания детей о домашних животных и их детёнышах, познакомить с трудом людей по уходу за ними.
2. «Наблюдение за котом».
Цель: расширить представление о внешнем виде животного, его повадках.
3. Беседа «Чужая собака».
Цель: объяснить детям об опасных контактах с чужими животными (животные могут болеть, быть агрессивными и т. д.).
4. Беседа «Труд взрослых в деревне».
Цель: познакомить детей с работой в деревне, прививать уважение ко взрослым, приобщать к трудолюбию.
5. Беседы «Что растет на нашей грядке?», «Огород».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых в деревне.
Рассматривание:
1. Дидактические картинки по теме.
2. Плакаты.
3. Книги.
4. Альбомы.
Дидактические игры и упражнения:
1. «Волшебный мешочек».
2. «Чего не стало».
3. «Раздели на группы» (овощи, фрукты).
Игры на развитие мелкой моторики:
1. «Корзиночка» (шнуровка).
2. «Собираем урожай».
3. «Витаминная корзинка».
4. «Овощная мозайка».
5. «Заготовка ягод» (нанизывание бусин на шнуры).
Игры-экспериментирования:
1. «Найди такой же» (обследование на ощупь).
2. Речевое развитие.
Рассматривание картин и беседы по ним:
1. «Прялка»;
2. «Кошка с котятами;
3. «Собака со щенками;
4. «Корова с теленком»;
5 «Огород»;
6. «Деревенский двор».
Дидактические игры:
1. Дидактическая игра «Назови детёнышей», «Чья мама?».
Цель: активизировать в речи детей название дом. животных и их детёнышей, учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
2. Дидактическая игра «Назови собачку».
Цель: учить детей составлять рассказ по знакомой картине, закрепить название частей тела животного, активизировать в речи клички животных.
3. Дидактическая игра «Чей хвост?».
Цель: научить различать характерные признаки внешнего вида животных, учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными.
4. Дидактическая игра «Найди и назови овощи на картинке».
Цель: продолжать активизировать в речи детей названия овощей и их признаки.
Чтение (рассказывание, заучивание) художественной литературы:
1. В. Сутеев «Яблоко», «Кто сказал мяу?».
2. С. Михалков «Котята».
3. В. Берестов «Курица с цыплятами».
4. А. Прокофьева «Огород».
5. Е. Трутнева «Урожай, урожай!».
6. С. Маршак «Усатый-полосатый».
7. Заучивание стихотворения В. Хорола «Козочка».
8. Чтение рассказов Е. Чарушина о животных.
9. Чтение сказки «Бычок-чёрный бочок».
10. Отгадывание загадок.
Малые фольклорные формы:
1. Считалочка «Катилось яблочко по огороду».
Рассматривание иллюстраций, книг:
1. овощей и фруктов;
2. домашних животных;
3. деревенского двора.
3. Социально-коммуникативное развитие.
Игровые ситуации:
1. «Чаепитие с бабушкой»;
2. «Сварим компот»;
3. «На птичьем дворе».
Дидактические игры:
1. Конструирование «Конура для щеночка».
Цель: Расширить знания о среде обитания животных. Учить заботиться о своих питомцах.
2. Д/и «Кто в домике живёт?».
Цель: Расширить знания о среде обитания животных. Учить заботиться о своих питомцах. Упражнять в образовании существительных множественного числа.
3. Д/и «Добрые соседи».
Цель: Учить понимать состояние и поведение животных, правильно обращаться с ними. Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Труд на мини-огороде: «Сажаем, ухаживаем, наблюдаем».
4. Художественно-эстетическое развитие.
Лепка:
1. «Помидоры, огурцы»;
2. «Кролик»;
3. «Цыплята клюют зёрнышки»;
4. «Поможем бабушке лепить баранки».
Раскрашивание: «Домашние животные».
Рисование: «Любимое домашнее животное».
Музыка:
1. Слушание песен «Кто пасётся на лугу?», «Серенькая кошечка».
Цель: учить слушать музыкальные произведения, формировать обобщающее понятие «домашние животные», учить передавать характер животных через музыкальное произведение.
2. Прослушивание голосов домашних животных (запись «В деревне»).
Цель: учить слушать музыкальные произведения, упражнять в определении животных по голосам, развивать логическое мышление.
5. Физическое развитие.
Физминутки:
1. «Гусь»;
2. «Утята»;
3. «Конь через мост идёт шажком»;
4. «За дровами мы идем».
Подвижные игры:
1. «Кот и воробушки»;
2. «Лохматый пёс»;
3. «Кошка и мышки»;
4. «Лошадки»;
5. «Кот Васька»;
6. «Наседка и цыплята».
КГН: практические упражнения:
1. «Чистые ладошки»;
2. «Нос, умойся!»;
3. «Моем овощи и фрукты».
Пальчиковые игры:
1. «Засолка капусты»;
2. «Огород»;
3. «Овощи-фрукты»;
4. «Кто в деревне живёт?»;
5. «Кошка и котята».
Профилактика нарушения осанки и свода стопы:
1. «Дорожка здоровья»;
2. «Мы в сад пойдем».
Мероприятия с родителями:
Цель работы с родителями: развивать у родителей желание принимать участие в совместной деятельности с детьми.
1. Познакомить родителей с планом проведения мероприятий по проекту «У бабушки в деревне».
2. Консультация для родителей «Сочиняем с ребёнком рассказ о любимом домашнем питомце».
3. Оформление папки-передвижки «Домашние животные в жизни ребёнка».
4. Сбор фотографий домашних питомцев.
5. Привлечение родителей к оформлению альбома «Домашние животные».
III. Заключительный этап проекта «У бабушки в деревне».
Продукт проекта:
1. Выставка коллективных работ детей (рисунки, фигурки из пластилина).
2. Выставка альбомов «Домашние животные».
Итоги проекта:
В ходе проекта у детей возник интерес к тому, как живут люди в деревне, к быту, домашним животным. Дети узнали, как выращивают овощи на огороде, что в овощах содержатся витамины. Получили знания о том, как ухаживают за домашними животными, о быте в деревне.
С помощью различных занятий и игр дети последовательно достигали цели, проявляя внимание и настойчивость.
Активное изучение художественной литературы позволило детям узнать много загадок, стихотворений, рассказов о домашних животных, жизни в деревне.
Работа над проектом показала, что дети с желанием и интересом принимали участие в работе.