Светлана Боева
Детско-родительский клуб «Школа будущих дизайнеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие индивидуальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию работы
детско-родительского клуба «Школа будущих дизайнеров»
Неспособных людей нет.
Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А поскольку эти задачи решаются в детстве,
то вина в этом, прежде всего родителей.
Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.
В. Зубков
Актуальность проблемы
Публикация «Детско-родительский клуб „Школа будущих дизайнеров“» размещена в разделах
В условиях реализации ФГОС ДО возникает необходимость модернизировать образовательный процесс в ДОУ с учетом приоритетных направлений развития современного образования, ориентируя его на разработку и внедрение в практику деятельности ДОУ нетрадиционных подходов с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих творческое развитие дошкольника.
Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
Детский дизайн в системе дошкольного образования
На решение этих задач направлен детский дизайн. Он дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно ФГОС ДО центральной задачей образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Но такая деятельность как детский дизайн мало разработана и почти не представлена в современной методической и практической литературе. Хотя теоретическое обоснование этой проблемы уже дано в работах известных отечественных ученых – Пантелеева Г. Н., Лыковой И. А, представляющие свои мысли и наработки в отдельных небольших статьях некоторых периодических изданий: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др., а также на различных сайтах Всемирной сети Интернет. Кандидат педагогических наук Пантелеев Георгий Николаевич является автором единственной на сегодняшний день книги, основанной на многолетних научных исследованиях «Детский дизайн» и создателем нового раздела «Детский дизайн» базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки», «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л. А. Парамоновой.
Процессу развития творчества у детей во всех детских садах уделяется определенное количество времени, но в основном это происходит в рамках базовых занятий по лепке, аппликации и конструированию
Дизайн-деятельность – это целый океан, в который ребёнок может окунуться и раскрыться как личность, почувствовать свою индивидуальность, показать инициативу, но ему это будет проще и приятнее, если рядом будут его помощники и единомышленники – его родители.
Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов и родителей, ведь именно в семье у ребенка зарождаются и складываются различные интересы и способности, и на сегодняшний день мы активно обращаем внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству
Организация детско-родительского клуба «Школа будущих дизайнеров»
Я предлагаю свой вариант в развитии творческих способностей детей – это организация детско-родительского клуба «Школа будущих дизайнеров»
Для решения данной проблемы мною была поставлена цель:
-организация совместной деятельности детей и родителей для развития творческих способностей и укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- разработать систему массовых творческих мероприятий с родителями, осуществляя совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;
-расширить представление детей и родителей о дизайне;
-реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;
-вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета;
- оказание квалификационной, консультативной и практической помощи родителям по развитию детского творчества;
-создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха;
-пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Основными направлениями деятельности детско-родительского клуба являлись :
-художественно-творческое (совместное детско-родительское творчество; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
-организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
-организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для творческого развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в творческих мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
Детско-родительский клуб строится на принципах:
-принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
-взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
-развитие и сотрудничество, т. е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования).
-комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
-принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Организация деятельности детско-родительского клуба «Школа будущих дизайнеров» осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад №1» в соответствии с разработанным Положением.
https://cloud.mail.ru/public/Hrvo/wcdhQFvFD
Заседания семейного клуба проходят 1 раз в два месяца.
Членами детско-родительского клуба «Школа будущих дизайнеров» могут стать любые желающие семьи. Ни материальное положение, ни возраст не могут быть препятствием для принятия в члены семейного клуба «Школа будущих дизайнеров», т. к. являются показателями наличия определенного жизненного опыта, а значит, и ценной информации.
Ежегодно составлялся план работы
Обязательное условие детско-родительских встреч : нет зрителей – все участники.
Работа организовывалась в несколько этапов:
На первом этапе мною была изучена методическая литература по этой теме на современном этапе, опыт коллег-педагогов других учреждений по взаимодействию с родителями через нетрадиционные формы работы.
https://cloud.mail.ru/public/8iAd/4RjTogr4d
Также проведено анкетирование родителей и опрос детей. Анализ полученных результатов позволил определить перспективу работы, познакомиться с семьями воспитанников, оценить творческий потенциал родителей.
https://cloud.mail.ru/public/4ZPU/ACSAR4pwa
На втором этапе был разработан план:
составление плана семейного клуба «Школа будущих дизайнеров» по развитию творческих способностей и реализации в рамках клуба https://cloud.mail.ru/public/6mMj/SUVafQdPi
создание предметно-развивающей среды в групповом помещении и на участке для прогулок в сотрудничестве с родителями
Третий этап – реализация плана деятельность:
Чтобы сориентировать родителей в педагогическом процессе, в родительский уголок выставлялись творческие работы детей, папки-передвижки, в которых были изложены основные виды деятельности детей, а также памятки, рекомендации для родителей по данной конкретной теме.
Проводились консультации: «Дизайн и дети», «Лэпбук» - одна из инновационных форм в исследовательской деятельности», «Что такое «декупаж?», «Новая техника творчества в дизайне - «Скрапбукинг», и другие. Объясняла родителям, что они должны внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами, что важно обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами и инструментами для занятий творчеством дома и не ограничивать его свободу в выборе. https://cloud.mail.ru/public/H6nb/k93RxJgj
Организовывала игровые ситуации: «Волшебное превращение», «Снегурочка ждет Новогодний праздник», чтение стихотворений, загадки
Просмотр презентаций: «Волшебное превращение в технике «Декупаж», «Наши руки не для скуки», «Наше творчество».
Выставки семейных работ «Радуга творчества», «Вернисаж».
Самая популярная и любимая, как детьми, так и родителями форма проведения детско-родительского клуба – это мастер-классы. Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. На мастер-классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках создания дизайнерских предметов. Далее непосредственно выполнение творческой работы ребенком совместно с родителем. Динамическая пауза (физкультминутка или игра). Завершение работы, подведение итога и обязательно сюрприз для каждой семьи, это красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Прежде чем дети заберут работы, они выставляются в группе для всеобщего любования.
На мастер-классе «Открытка в технике «Скрапбукинг» родители вместе с детьми активно участвовали в работе, с интересом апробировали новую технику, проявили инициативу. Все выполненные работы были оригинальны и неповторимы и вызвали неподдельное восхищение участников мастер – класса! В заключение мастер-класса родителям была предоставлена информация об интернет - ресурсах, на которых можно найти работы и схемы к ним выполненные в технике «скрапбукинг».
Очень яркой запомнилась встреча детей и их родителей на мастер-классе «Мастерская Деда Мороза». Была предложена тема «Символ года - собака». Сколько творчества и индивидуальности проявили дети и родители, выполняя вместе творческие работы. Дети были счастливы готовым продуктом деятельности.
https://cloud.mail.ru/public/7XZD/dxXHoUHSX
Участники клуба воспитанники и их родители – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Мы приняли участие в конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по ознакомлению с Родным краем» и заняла 1 место по нашей возрастной группе в ДОУ. В окружном конкурсе «Неопалимая купина» в номинации «сюжетная композиция» мы два года подряд занимали 1 места. В конкурсе «Вторая жизнь вещей» в номинации «композиция» мы внесли вклад в коллективную работу детского сада «Страна роботов» и заняли 1 место. Родители, посещающие клуб активные участники конкурсов «Папы могут», «Наши мамы могут всё».
Участники клуба проявили своё творчество в оформлении сюжетно-развивающей среды (родителями были оформлены развивающие уголки в группе, сделаны дидактические пособия и игры, сшиты костюмы для сюжетно-ролевых игр, обновлён дизайн группы и приёмной, благоустроен участок).
Результаты деятельности
Результатом деятельности считаю: сплочение большинства родителей в единый коллектив, участие родителей во всех делах стало более активным. Они стали более внимательно относится к своим детям. Дети на занятиях стали больше проявлять свои творческие способности, а родители увидели, как они талантливы. Итог работы:
-положительная динамика в развитии творческих способностей детей (с 31% до 82%);
-повышение культуры межличностного взаимодействия детей и родителей;
-повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах развития индивидуальных творческих способностей (с 41 % до 86%)
https://cloud.mail.ru/public/LdgW/zqkJ7p35o
Вывод
На мой взгляд, наиболее эффективная форма работы с родителями по развитию творческих способностей дошкольников и родителей – организация детско-родительского клуба «Школа будущих дизайнеров». На этих встречах взрослые отвлекаются от повседневной суеты и обращают внимание на творческое развитие своего ребенка, имеют возможность пообщаться непосредственно в творческой атмосфере клуба во время совместного выполнения заданий. Каждый ребенок талантлив изначально, и наш клуб дает возможность выявить и развить то, что заложено в малыше от рождения.
Детско-родительский клуб «Школа будущих дизайнеров» по моему мнению является перспективной и очень интересной формой работы, учитывает способности семей, помогает проявлять и раскрывать творческие таланты детей и их родителей, передаче опыта в воспитании. Практика работы показывает, что дети и родители, с которыми ведётся работа по развитию творческих способностей через формирование первоначальных навыков дизайна, способны к художественному творчеству, к украшению окружающей среды, одежды, интерьера группы, а так же активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества.
Видя радостные и благодарные лица моих воспитанников и родителей, я верю, что выбрала правильный путь, не ошиблась с выбором темы работы, и в перспективе продолжу тесное сотрудничество с родителями и их детьми по развитию творчества детей через дизайн - проектную деятельность. А так же поиск новых дизайнерских технологий и новых решений работы клуба.
В наших руках находится самое ценное – ребёнок, поэтому надо стараться, чтобы он вырос творческой личностью, способный выражать своё мнение и активно познавать мир!