Екатерина Батурина
Проект «Родительский клуб»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Ребёнок — это вселенная, которая развивается и растет по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью - активностью. Активность как свойство всего живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития. Ребёнок будет гармонично развиваться лишь тогда, когда он вовлечён в активную деятельность.
Публикация «Проект „Родительский клуб“» размещена в разделах
«Движение - это жизнь», двигательная активность полезна для организма человека, но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья. Дома родители предпочитают занять ребё нка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере.
Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений, что наносит ушерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.
Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физический и психологический аспекты? Как наладить контакт с детьми? Как реагировать на непослушание малыша? Чем занять дошкольника в свободное время, в какие игры с ним играть?
Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью к воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физическому воспитанию и другим специалистам ДОУ, можно прийти к выводу, что родителям нужна методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, о методах и приемах взаимодействия с ними.
Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Одной из эффективных форм такой поддержки семьи может стать организация в дошкольном учреждении родительского клуба, где бы родители, общаясь друг с другом и специалистами, смогли бы получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Ведущей целью деятельности родительского клуба является сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.
Работа планируется в 2 этапа (года, где первый год - это работа с родителями, а второй - совместная работа родителей, детей и специалистов детского сада.
Задачи работы родительского клуба
Первый этап:
- познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приёмами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически и физически здорового ребенка;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
Второй этап:
- развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты и т. д., формируя позитивные формы общения в семье;
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Деятельность семейного клуба в дошкольном учреждении качественно отличается от традиционной системы работы с родителями спецификой взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Занятия в семейном клубе способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. В нем создается особый микроклимат, для которого характерны уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Таким образом, родительский клуб - это очень удобная форма работы с родителями, своеобразная школа, где они получают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с дошкольниками, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье.
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Занятия организуются с детьми, посещающими детский сад (начиная с младшей группы, и их родителями. Количество участников группы - 5-1 семей. Проводятся занятия 1 раз»месяц по 1,5 часа в музыкальном зале в обстановке, приближенной к домашней.
Формы работы:
игры и упражнения;
мини-беседы, лекции;
" релаксационные и динамические паузы;
- музыкально-танцевальные этюды;
- моделирование проблемных ситуаций;
- презентация информационных буклетов;
- дидактические и подвижные игры;
-художественно-творческая деятельность,
- праздники и развлечения.
По окончании каждого занятия проводится совместное чаепитие участников занятия.
Первый год занятий в клубе (I этап) служит установлению контакта родителей с руководителями клуба, специалистами ДОУ.
Предполагается, что в ходе работы участники группы получат возможность познакомиться с правилами и способами общения с детьми, узнать об особенностях физического и психического развития детей-дошкольников, о позиции, дистанции и пространстве общения с ребенком, об огромном значении игры и игрушки в жизни ребенка. Все это ведет к гармонизации детско-родительских отношений.
Зная, что родители предпочитают иметь наглядное подтверждение теоретическому материалу, целесообразна презентация и распространение информационных листовок, буклетов и рекомендаций по различным темам. Например, «Игры наших пап и мам», «Помогите ребенку стать счастливым», «Психологическое здоровье ребенка и телевидение», «Как познакомить ребенка
с историей семьи» и тому подобное. Некоторые советы и рекомендации по общению с ребенком имеют компактную форму в виде записной книжки и могут быть всегда под рукой у родителей.
В работе клуба предполагается участие специалистов ДОУ: музыкального руководителя воспитателей группы
Такие занятия дают заряд бодрости, хорошего настроения, возможность совместного проведения досуга.
В результате за первый год занятий в клубе обычно возникает атмосфера доверия, поддержки, взаимопонимания.
Незаметно, ненавязчиво, проигрывая и моделируя определенные ситуации, родители узнают :
- о важности гармоничного развития ребенка;
- о связи физического и духовного в ребенке;
- в какие игры играть с ребенком, чтобы он был здоровым;
- как правильно общаться, чтобы в семье были взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу;
- о влиянии двигательной активности на настроение и эмоциональное состояние взрослых и детей;
- как научиться расслабляться и регулировать свое состояние.
Каждое следующее занятие начинается с рефлексии, где родители делятся впечатлениями об изменениях, произошедших в их семьях, во взаимоотношениях с детьми. Знания, полученные в клубе, помогают родителям избежать конфликтных ситуаций в семье, создают доброжелательную атмосферу в доме.
Второй год занятий (II этап) - это совместная работа педагогов, родителей и детей.
На данном этапе родители на практике могут реализовать новые знания и отработать полученные навыки в играх и упражнениях.
Каждое занятие имеет 2 структурных элемента (части) :
1часть; решение теоретических вопросов, моделирование практических ситуаций «ребенок - взрослый» и так далее;
2часть: практическая работа с детьми, где родители являются помощниками педагогов: при выполнении совместных упражнений, поделок, игр, организации праздников и т. п.
Такая форма занятий эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять, взаимодействуя с детьми. Причём наличие педагогов-специалистов создает атмосферу надёжности, комфортности. А дети и родители получают массу положительных эмоций от совместно выполняемой деятельности.
Основной акцент во всех используемых формах и методах работы с родителями делается на игре и сказке потому, что, играя, можно оздоравливать, играя - развивать, играя - воспитывать, играя — обучать, а форма метафоры наиболее доступна для восприятия и взрослого, и тем более ребенка.
Рекомендуется иметь фото и видеоматериалы занятий клуба для анализа, изучения, для показа в группах на родительских собраниях с целью привлечения новых членов в клуб.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Формы работы
Задачи
Первый год занятий (I этап). Работа педагогов с родителями
- Игры и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы.
- Мини-беседы, минилекции, «круглые столы».
- Релаксационные и динамические паузы.
- Музыкально-танцевальные этюды.
- Моделирование проблемных ситуаций «ребёнок - взрослый» с последующим обсуждением.
- Презентация буклетов.
1. Познакомить родителей с методами и приёмами работы с детьми, способствующими развитию гармоничных взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье.
2. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания физически и психически здорового ребёнка
Второй год занятий (II этап). Совместная работа педагогов, родителей и детей
1. Игры и упражнения в парах «ребёнок - взрослый».
2. Презентация буклетов с последующим обыгрыванием с детьми.
3. Совместное рисование, изготовление атрибутов, кукол- марионеток.
4. Мини-беседы, мини лекции, «круглые столы».
5. Релаксационные динамические паузы.
6. Музыкально танцевальные этюды
1. Развивать взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты и так далее,формируя позитивные формы общения в семье.
2. Развивать интерес к играм с детьми, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения