Светлана Логинова
Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность детского сада. Одной из эффективных форм такого взаимодействия является организация детско-родительских проектов. Представляем опыт взаимодействия «Бархатовского детского сада» с семьями воспитанников посредством организации проектной деятельности детей и родителей.
Публикация «Детско-родительские проекты как форма взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Детско-родительские проекты планируются на учебный год согласно комплексно-тематическому плану ДОУ. Основой комплексно-тематического планирования является примерный календарь событий. Такими событиями являются Российские праздники, знаменательные даты, традиции детского сада, приоритетное направление организации деятельности - физическое развитие детей. С комплексно-тематическим планом знакомим на первом родительском собрании и определяем те события, в рамках которых будут реализовываться детско-родительские проекты. Стараемся подбирать события так, чтобы использовались разные виды детско-родительских проектов. В среднем реализуется 2-3 события в форме детско-родительских проектов в год.
Так в этом году в рамках празднования 70-летия Красноярского края был реализован творческий детско-родительский проект «Тебе мой край родной», итогом которого стал фестиваль прикладного творчества семей воспитанников. Традиционно первая неделя февраля в ДОО - «Неделя науки», в рамках которой проводится фестиваль исследовательских детско-родительских проектов «Хочу все знать!». Планируется апробировать в этом году новый вид детско-родительских проектов — историко-информационный, посвященный 70-летию Победы «Помним! Любим! Храним!».
Этапы реализации детско-родительских проектов являются традиционными, интерес представляют особенности организации и сопровождения проектной деятельности детей и родителей педагогами ДОО. Остановимся на этом более подробно.
Этап проблематизации. Основной формой организации образовательного процесса на данном этапе является общий сбор (по аналогии с утренним сбором «Круг друзей» программы «Сообщество», на котором устанавливается комфортный социально-психологический климат в детском коллективе (приветствие, комплименты присутствующим, обмен информацией об интересных событиях в жизни детей); дается детям новая информация (о предстоящем событии, об истории его возникновения, о существующих способах реализации события); создается мотивация и обеспечивается деловой заинтересованный настрой. Событие отмечается в календаре фишкой-символом, подсчитывается количество дней оставшихся до события.
Этап целеполагания. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна для ребенка. С целью осознания и формулирования цели проекта используем метод трех вопросов. Ответы детей фиксируются на именных листах бумаги. В родительском уголке вывешивается модель трех вопросов, чтобы родители узнали о событии, заинтересовавшем детей, и об объеме знаний у них об этом событии и определили перспективу работы над проектом. Там же размещается информационный лист с просьбой помочь детям в придумывании способов реализации события.
Этап планирования. Детям предлагается обсудить дома с родителями формы реализации события. Составить план подготовки к нему и оформить план в виде детского рисунка с короткими письменными комментариями родителей. Затем в группе ребенок представляет предложения своей семьи по проведению события на общее обсуждение. На основе предложений отдельных семей составляется групповой план события, который оформляется и вывешивается в приемной для родителей.
Этап реализации плана. Осуществляется реализация группового плана. С этой целью педагогами ДОО организована помощь детям и родителям по подготовке к событию. На этом этапе идет сбор информации, материалов, изготовление детско-родительских работ, поделок, оформление продукта проекта и т. д. В помощь родителям организуются индивидуальные консультации, оформляется подборка методической и художественной литературы, примерные образцы изготовления поделок для выставки и т. д.
Этап презентации результатов проекта предполагает представление проектного продукта. Это финальное мероприятие события. Дает возможность детям и родителям поделиться радостью и эмоциями.
Этап рефлексии. Это этап осмысления способов продвижения к успеху, анализ допущенных ошибок, оценки своих достижений. Совместную рефлексию детей и родителей нам пока осуществить не удалась. Рефлексия проводится с детьми и родителями отдельно. С детьми обсуждается: чему они научились, как достигли поставленных целей, кто был их помощниками. С родителями обсуждаются эффекты детско-родительских проектов.
Этап оценки проекта. Дети и родители нуждаются в поощрении и ожидают похвалы за выполненную работу. На этом этапе отмечаются лучшие (если требуется) детско-родительские проекты, награждаются все его участники, вручаются благодарственные письма родителям.
Использование такой формы взаимодействия ДОО и семьи позволяет установить более доверительные и конструктивные отношения с родителями, развивать родительские компетенции, оптимизировать организацию и содержание образовательного процесса ДОО, сменить роль родителей в дошкольном образовании с заказчика и потребителя образовательных услуг на партнера и соучастника образовательной деятельности, оказать влияние на детско-родительские и внутрисемейные отношения (общее дело всегда объединяет).