Папки-передвижки

Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку

Наталья Худякова
Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку
▼ Скачать + Заказать документы

Основания для разработки проекта

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Публикация «Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку» размещена в разделах

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. На сегодняшний день дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Но традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей : собрания, лекции, консультации зачастую уже не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно - правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении». Так, в законе «Об

образовании» (ст. 18) прописано, что «…родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте…», а одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Детство – это важный период человека, в котором будучи еще маленьким ребенком, он познает мир и развивается в нем через игру. К сожалению, на сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, познает мир, играя, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Ведь именно игра – важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания. Об этом писали: Л. В. Выготский, В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин и другие исследователи дошкольного детства.

Методологическая сторона исследования лежит в научно обоснованных педагогических теориях о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, о модернизации социально – педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания, а именно – развитие диалогических отношений «педагог – семья» таких научных исследователях, как Е. П. Арнаутовой, Т. Н. Дороновой, В. П. Дубровой, С. В. Глебовой, М. В. Карнауховой, и др. В своих работах они предлагают так же формы и методы продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

А вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Зворыгина Е. В., Антонова Т. В., Новоселова С. Л. и мн. Др.

Задумавшись о том, какой должна стать система взаимодействия педагогов и родителей, чтобы максимально активизировать игровую деятельность детей, мы попытались найти новые формы, методы и содержание работы с родителями. Одной из наиболее содержательных вариантов явилось создание игротеки с ее насыщенной развивающей средой, а также возможностью практической деятельности в ней. Принцип игротеки заключается в том, что дети и их родители могут на практике освоить игровую деятельность, как в детском саду, так и дома. Это своего рода «игры на прокат», которые родители совместно с детьми могут выбрать по желанию на выходные, либо поиграть вечером в группе. Игротека может включать в себя: картотеку разных видов игр - пальчиковые, дидактические (настольные, подвижные и весь необходимый наглядный и игровой материал (картинки, атрибуты к играм). Тогда у ребенка появится еще одна возможность поиграть со своими близкими, объяснить правила, показать родителям свои достижения в играх.

Почему задались именно таким вопросом? Не хочется упустить тот момент в жизни ребенка, когда еще не поздно научить его родителей играть с ним. Так как именно в младшем возрасте закладываются основы развития ребенка. Поэтому нам важно донести до родителей сейчас, на сколько важна для ребенка совместная игра с его близкими.

Для этого мы решили проверить как часто и регулярно родители нашей группы играют со своими детьми и умеют ли это делать вообще? Для этого разработали анкету (Приложение № 1) и провели анкетирование родителей. После чего, пришли к такому выводу – у 15% - дети играют со своими братьями и сестрами; 60% родителям хотелось бы больше играть со своим ребенком, но нет времени на это и 25% - это те родители, которые хотели бы играть со своим ребенком, но не умеют организовать игру.

Проведенный нами анализ актуализирует разработку проекта – игротека как форма взаимодействия детского сада с семьей.

Цель: проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку.

Задачи:

1. Разработать проект по взаимодействию детского сада и семьи через игротеку.

2. Разработать методическое сопровождение.

3. Подготовить результаты исследования в презентации.

Объект: взаимодействие детского сада и семьи.

Предмет: проектирование игротеки как формы взаимодействия детского сада с семьей.

Контингент: родители, дети 3 – 4 лет.

Методы исследования:

1. Анализ научной литературы, исследований.

2. Анкетирование (по игре).

База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269 г. Перми».

Апробация: Проект будет реализован на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269 г. Перми», октябрь 2016г – май 2017г.

Описание проекта

Название проекта «Игротека как форма взаимодействия детского сада с семьей»

Вид: педагогический, долгосрочный.

Участники: воспитатели второй младшей группы Худякова Н. Н., Хайрулина Л. Г., дети 3 – 4 лет, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269 г. Перми»

Цель проекта :

1. Организовать игротеку, с целью выстраивания эффективного взаимодействия с семьей.

2. Повысить культуру родителей по вопросам организации игровой деятельности.

Задачи:

• Создать благоприятные условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений

• Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания и лучших семейных традиций.

Этапы реализации проекта :

• I этап – подготовительный

• II этап – практический

• III этап – итоговый

План реализации проекта и его методическое сопровождение

I этап – подготовительный

Срок Задачи Формы работы Содержание Ответственные

1 неделя октября Проанализировать насколько сформирована игровая деятельность детей младшего возраста Наблюдение Настольные, дидактические, подвижные, сюжетные игры. воспитатели группы

2 неделя октября

Изучить педагогическую литературу; разработать анкету «Игра в жизни вашего ребенка»;

провести анкетирование родителей, с целью выявления знаний и умений у родителей о играх, о ее организации со своим ребенком. Анкетирование Анкета «Игра в жизни вашего ребенка» (приложение 1) воспитатели группы

II этап – практический

1 неделя ноября Способствовать освоению родителями образцами семейных игр с ребенком; подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка; помочь понять ответственность взрослых за выбор детских игрушек. Игровая встреча «Играем вместе» (приложение 2) 1. Знакомство.

2. Мини – лекция «Игра в жизни ребенка»

3. Игра «Чудесный мешочек»

4. Игра «Рисунок одним карандашом»

5. Упражнение «Придумай игру»

6. Вручение дипломов «Мудрый родитель» (фото-приложение 3)

воспитатели группы

2 неделя ноября Способствовать освоению пальчиковых игр с детьми; научить играть в п/игры.

Обеспечить педагогическое информирование родителей по теме.

Создать картотеку и наглядный материал для пальч. игр дома. Игровая встреча «Веселые пальчики» (приложение 4)

Газета (выпуск №1) «Почемучки» (приложение 6)

Картотека пальчиковых игр (приложение 7) 1. Мини – лекция «Зачем нужны п/игры?»

2. Показ – демонстрация видов п/игр.

3. Подарок ребенку (герои сказок – пальчиковый театр) (фото-приложение 5)

Содержание выпуска этого номера – практический материал для использования пальчиковых игр дома.

Оформление картотеки в папке – «играем вместе» и наглядного материала – пальч. театр по сказке «Репка»

(приложение 8)

воспитатели группы

2 неделя декабря Познакомить родителей с активностью детей в дидактических играх. Фотогазета в стихах

«В детском саду играем, много нового узнаем!»

Оформление фотогазеты. воспитатели группы

3 неделя декабря Формировать у родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры с ребенком.

Создать картотеку и наглядный материал для настольных д/игр дома.

Обеспечить педагогическое информирование родителей.

«Вечер умных игр»

Картотека дидактических игр

Газета (выпуск №2) «Почемучки» Родители играют с детьми в настольные игры в вечерний отрезок времени.

Оформление картотеки в папке – «играем вместе», пособий для д/игр – волшебный сундучок «играем вместе».

Содержание выпуска этого номера – практический материал для использования дидактических игр дома.

воспитатели группы, родители

2 неделя января Познакомить родителей с разными видами физических упражнений и игр, для сохранения здоровья детей, которые доступны взрослым и детям в условиях семьи; гармонизировать детско-родительские отношения.

Создать картотеку и атрибуты для подвижных игр дома. Мастер – класс «Вместе весело шагать» (парная гим-ка)

Картотека подвижных игр

(приложение 10) Конспект сценария «Колобок»

(приложение 9)

Оформление картотеки в папке – «играем вместе», пособий для п/игр – волшебный сундучок «играем вместе».

инструктор по физ. культуре,

воспитатели группы,

муз. руководитель

4 неделя января Познакомить родителей с разными подвижными играми, которые доступны взрослым и детям в условиях семьи; гармонизировать детско-родительские отношения.

Обеспечить информирование родителей о новостях в группе.

Мастер – класс «Вместе весело играть»

Газета (выпуск №3) «Почемучки» 1. Мини – лекция «Для чего нужны п/игры?»

2. Совместные подвижные игры.

3. Вручение дипломов «Все по плечу!»

Содержание выпуска этого номера – мини –отчет о мероприятиях, посвященным подвижным играм.

воспитатели группы,

муз. руководитель

2 неделя февраля Способствовать проявлению родителями активности и самостоятельности в процессе взаимодействия с детьми.

Обеспечить педагогическое информирование родителей.

КОП «Игралочка»

Газета (выпуск №4) «Почемучки» Родители проводят самостоятельно краткосрочную образовательную практику по разным видам игр.

Содержание выпуска этого номера –информационное - что такое КОП и для чего нужно?

Родители делятся опытом о проведении КОП.

родители,

воспитатели группы

3 неделя марта Создать библиотеку игр, для распространения семейного опыта. «Библиотека игр» Создание семейной домашней библиотеки игр.

родители

5 неделя марта Способствовать проявлению родителями своей активности в игровой деятельности.

«Час игры» Родители по желанию выбирают одну из видов игр и проводят ее с детьми в вечерний отрезок времени. родители

3 неделя апреля Способствовать проявлению активности родителями в демонстрации своего опыта удачных моментов воспитания в семье.

Мастер – класс «Игры в кругу семьи» Родители на практике делятся своим опытом, в какие игры играют дома. родители

2 неделя мая Помочь родителям организовать «Праздник игры» для детей; дать возможность родителям проявить свою активность и самостоятельность в проведении мероприятия.

Обеспечить информирование родителей о новостях в группе.

Развлечение «Праздник игры»

Газета (выпуск №5) «Почемучки» 1. Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр).

2. Организация подвижных и хороводных игр

3. Вручение подарков детям (настольная игра)

Содержание выпуска этого номера – мини –отчет о мероприятиях, посвященным в группе за апрель – март.

родители, воспитатели группы, муз. руководитель

III этап – итоговый

4 неделя мая Провести опрос и анкетирование;

выявить уровень знаний и умений об организации игровой деятельности с детьми на конец года;

выяснить на сколько эффективны и полезны были проведенные формы работы с родителями и детьми.

Анкетирование Анкета

Опросник (приложение 11) воспитатели группы

26 мая Подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей. Итоговое родительское собрание «Игры всегда, игры везде!» 1. Презентация работы по проекту. 2. Создание видеоролика на тему «Как мы играем в детском саду».

3. Награждение родителей грамотами «Лучшим родителям» воспитатели

группы

Методическое сопровождение: Создание картотеки по разным видам игр (пальчиковых, дидактических и подвижных, наглядного материала и атрибутики к играм.

Риски:

1. Низкая степень активности родителей.

2. Востребованность игры.

Пути преодоления:

1. Обучение родителей игровой деятельности.

2. Продумывание разных вариантов игр (одна игра в нескольких вариантах).

Ожидаемые результаты

• Создали благоприятные условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного учреждения.

Детско –родительские отношения стали более благоприятными.

• Пропагандировали интересный опыт семейного воспитания и семейных традиций.

Список используемой литературы

1. Антонова Т. В., Арнаутова Е. П., Иванова В. М., Разгонова Н. А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002.

3. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия. Практи-ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова С. В. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр.

4. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : 2002. – 120 с.

5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми - М. : Академический Проект, 2001. – 160 с.

6. Попова Л. Н., Гонтаревская М. Н., Киселева М. О. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М. : ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.

7. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстегнеева В. И. Нетрадиционные

формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. :

Скрипторий, 2003, 2011.

8. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Мето-дическое пособие для работников дошкольных образова-тельных учреждений. — М. : Линка – пресс, 2007. — 176 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL : https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Новые формы взаимодействия детского сада и семьиНовые формы взаимодействия детского сада и семьи Добрый день уважаемые коллеги! В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить.

Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада Опыт работы «Социальное партнерство как способ взаимодействия семьи и детского сада» по поиску инновационных прогрессивных форм работы с.

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта Незнайкина Елена Юрьевна МБДОУ д/с №8 «Радуга» г. Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район Цель технологии: • Создание условий для благоприятного.

Детско-родительские проекты как одна из форм взаимодействия детского сада и семьи МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» г. Улан-Удэ Светлана Сергеевна Ульяненко МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г.

Оздоровление детей в условиях взаимодействия детского сада с семьей На протяжении последних лет всех нас поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения.

Педагогический совет — деловая игра «Стратегия взаимодействия детского сада и семьи». Повестка дня 1. Итоги конкурса на лучшее оформление уголка для родителей. 2. Отчет о проведении мероприятий с родителями. 3. Деловая игра:.

Педсовет «Совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью развития познавательной сферы через ФЭМП» Тема. "Совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи с целью развития познавательной сферы детей дошкольного возраста посредством.

Развитие взаимодействия детского сада и семьи в рамках ознакомления с традициями празднования Нового года в России Краткая аннотация к проекту: Данный проект направлен на формировании у детей знаний о традициях Нового года. Воспитание дружеских взаимоотношений.

Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи Видео Наталья еловегина:Инновационные технологии в работе с родителями. "Дошкольное детство"-уникальный период в жизни человека,когда формируется.

Журфикс — новая форма взаимодействия детского сада и семьи СЛАЙД 1. - титульный Граждане и гражданочки, Рабочие и мещаночки! Обратите на нас внимание, На наши усиленные старания! Привезли мы товару.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку
Опубликовано: 8 января 2017 в 18:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Худякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД