Наталья Худякова
Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку
▼ Скачать + Заказать документы
Основания для разработки проекта
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой социокультурной жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Публикация «Проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. На сегодняшний день дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественно - эстетического воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Но традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей : собрания, лекции, консультации зачастую уже не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно - правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении». Так, в законе «Об
образовании» (ст. 18) прописано, что «…родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте…», а одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Детство – это важный период человека, в котором будучи еще маленьким ребенком, он познает мир и развивается в нем через игру. К сожалению, на сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, познает мир, играя, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Ведь именно игра – важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания. Об этом писали: Л. В. Выготский, В. В. Давыдов, Б. Д. Эльконин и другие исследователи дошкольного детства.
Методологическая сторона исследования лежит в научно обоснованных педагогических теориях о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, о модернизации социально – педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания, а именно – развитие диалогических отношений «педагог – семья» таких научных исследователях, как Е. П. Арнаутовой, Т. Н. Дороновой, В. П. Дубровой, С. В. Глебовой, М. В. Карнауховой, и др. В своих работах они предлагают так же формы и методы продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
А вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Зворыгина Е. В., Антонова Т. В., Новоселова С. Л. и мн. Др.
Задумавшись о том, какой должна стать система взаимодействия педагогов и родителей, чтобы максимально активизировать игровую деятельность детей, мы попытались найти новые формы, методы и содержание работы с родителями. Одной из наиболее содержательных вариантов явилось создание игротеки с ее насыщенной развивающей средой, а также возможностью практической деятельности в ней. Принцип игротеки заключается в том, что дети и их родители могут на практике освоить игровую деятельность, как в детском саду, так и дома. Это своего рода «игры на прокат», которые родители совместно с детьми могут выбрать по желанию на выходные, либо поиграть вечером в группе. Игротека может включать в себя: картотеку разных видов игр - пальчиковые, дидактические (настольные, подвижные и весь необходимый наглядный и игровой материал (картинки, атрибуты к играм). Тогда у ребенка появится еще одна возможность поиграть со своими близкими, объяснить правила, показать родителям свои достижения в играх.
Почему задались именно таким вопросом? Не хочется упустить тот момент в жизни ребенка, когда еще не поздно научить его родителей играть с ним. Так как именно в младшем возрасте закладываются основы развития ребенка. Поэтому нам важно донести до родителей сейчас, на сколько важна для ребенка совместная игра с его близкими.
Для этого мы решили проверить как часто и регулярно родители нашей группы играют со своими детьми и умеют ли это делать вообще? Для этого разработали анкету (Приложение № 1) и провели анкетирование родителей. После чего, пришли к такому выводу – у 15% - дети играют со своими братьями и сестрами; 60% родителям хотелось бы больше играть со своим ребенком, но нет времени на это и 25% - это те родители, которые хотели бы играть со своим ребенком, но не умеют организовать игру.
Проведенный нами анализ актуализирует разработку проекта – игротека как форма взаимодействия детского сада с семьей.
Цель: проектирование процесса взаимодействия детского сада и семьи через игротеку.
Задачи:
1. Разработать проект по взаимодействию детского сада и семьи через игротеку.
2. Разработать методическое сопровождение.
3. Подготовить результаты исследования в презентации.
Объект: взаимодействие детского сада и семьи.
Предмет: проектирование игротеки как формы взаимодействия детского сада с семьей.
Контингент: родители, дети 3 – 4 лет.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы, исследований.
2. Анкетирование (по игре).
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269 г. Перми».
Апробация: Проект будет реализован на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269 г. Перми», октябрь 2016г – май 2017г.
Описание проекта
Название проекта «Игротека как форма взаимодействия детского сада с семьей»
Вид: педагогический, долгосрочный.
Участники: воспитатели второй младшей группы Худякова Н. Н., Хайрулина Л. Г., дети 3 – 4 лет, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269 г. Перми»
Цель проекта :
1. Организовать игротеку, с целью выстраивания эффективного взаимодействия с семьей.
2. Повысить культуру родителей по вопросам организации игровой деятельности.
Задачи:
• Создать благоприятные условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
• Способствовать гармонизации детско-родительских отношений
• Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания и лучших семейных традиций.
Этапы реализации проекта :
• I этап – подготовительный
• II этап – практический
• III этап – итоговый
План реализации проекта и его методическое сопровождение
I этап – подготовительный
Срок Задачи Формы работы Содержание Ответственные
1 неделя октября Проанализировать насколько сформирована игровая деятельность детей младшего возраста Наблюдение Настольные, дидактические, подвижные, сюжетные игры. воспитатели группы
2 неделя октября
Изучить педагогическую литературу; разработать анкету «Игра в жизни вашего ребенка»;
провести анкетирование родителей, с целью выявления знаний и умений у родителей о играх, о ее организации со своим ребенком. Анкетирование Анкета «Игра в жизни вашего ребенка» (приложение 1) воспитатели группы
II этап – практический
1 неделя ноября Способствовать освоению родителями образцами семейных игр с ребенком; подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка; помочь понять ответственность взрослых за выбор детских игрушек. Игровая встреча «Играем вместе» (приложение 2) 1. Знакомство.
2. Мини – лекция «Игра в жизни ребенка»
3. Игра «Чудесный мешочек»
4. Игра «Рисунок одним карандашом»
5. Упражнение «Придумай игру»
6. Вручение дипломов «Мудрый родитель» (фото-приложение 3)
воспитатели группы
2 неделя ноября Способствовать освоению пальчиковых игр с детьми; научить играть в п/игры.
Обеспечить педагогическое информирование родителей по теме.
Создать картотеку и наглядный материал для пальч. игр дома. Игровая встреча «Веселые пальчики» (приложение 4)
Газета (выпуск №1) «Почемучки» (приложение 6)
Картотека пальчиковых игр (приложение 7) 1. Мини – лекция «Зачем нужны п/игры?»
2. Показ – демонстрация видов п/игр.
3. Подарок ребенку (герои сказок – пальчиковый театр) (фото-приложение 5)
Содержание выпуска этого номера – практический материал для использования пальчиковых игр дома.
Оформление картотеки в папке – «играем вместе» и наглядного материала – пальч. театр по сказке «Репка»
(приложение 8)
воспитатели группы
2 неделя декабря Познакомить родителей с активностью детей в дидактических играх. Фотогазета в стихах
«В детском саду играем, много нового узнаем!»
Оформление фотогазеты. воспитатели группы
3 неделя декабря Формировать у родителей заинтересованность и умение играть в настольные дидактические игры с ребенком.
Создать картотеку и наглядный материал для настольных д/игр дома.
Обеспечить педагогическое информирование родителей.
«Вечер умных игр»
Картотека дидактических игр
Газета (выпуск №2) «Почемучки» Родители играют с детьми в настольные игры в вечерний отрезок времени.
Оформление картотеки в папке – «играем вместе», пособий для д/игр – волшебный сундучок «играем вместе».
Содержание выпуска этого номера – практический материал для использования дидактических игр дома.
воспитатели группы, родители
2 неделя января Познакомить родителей с разными видами физических упражнений и игр, для сохранения здоровья детей, которые доступны взрослым и детям в условиях семьи; гармонизировать детско-родительские отношения.
Создать картотеку и атрибуты для подвижных игр дома. Мастер – класс «Вместе весело шагать» (парная гим-ка)
Картотека подвижных игр
(приложение 10) Конспект сценария «Колобок»
(приложение 9)
Оформление картотеки в папке – «играем вместе», пособий для п/игр – волшебный сундучок «играем вместе».
инструктор по физ. культуре,
воспитатели группы,
муз. руководитель
4 неделя января Познакомить родителей с разными подвижными играми, которые доступны взрослым и детям в условиях семьи; гармонизировать детско-родительские отношения.
Обеспечить информирование родителей о новостях в группе.
Мастер – класс «Вместе весело играть»
Газета (выпуск №3) «Почемучки» 1. Мини – лекция «Для чего нужны п/игры?»
2. Совместные подвижные игры.
3. Вручение дипломов «Все по плечу!»
Содержание выпуска этого номера – мини –отчет о мероприятиях, посвященным подвижным играм.
воспитатели группы,
муз. руководитель
2 неделя февраля Способствовать проявлению родителями активности и самостоятельности в процессе взаимодействия с детьми.
Обеспечить педагогическое информирование родителей.
КОП «Игралочка»
Газета (выпуск №4) «Почемучки» Родители проводят самостоятельно краткосрочную образовательную практику по разным видам игр.
Содержание выпуска этого номера –информационное - что такое КОП и для чего нужно?
Родители делятся опытом о проведении КОП.
родители,
воспитатели группы
3 неделя марта Создать библиотеку игр, для распространения семейного опыта. «Библиотека игр» Создание семейной домашней библиотеки игр.
родители
5 неделя марта Способствовать проявлению родителями своей активности в игровой деятельности.
«Час игры» Родители по желанию выбирают одну из видов игр и проводят ее с детьми в вечерний отрезок времени. родители
3 неделя апреля Способствовать проявлению активности родителями в демонстрации своего опыта удачных моментов воспитания в семье.
Мастер – класс «Игры в кругу семьи» Родители на практике делятся своим опытом, в какие игры играют дома. родители
2 неделя мая Помочь родителям организовать «Праздник игры» для детей; дать возможность родителям проявить свою активность и самостоятельность в проведении мероприятия.
Обеспечить информирование родителей о новостях в группе.
Развлечение «Праздник игры»
Газета (выпуск №5) «Почемучки» 1. Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр).
2. Организация подвижных и хороводных игр
3. Вручение подарков детям (настольная игра)
Содержание выпуска этого номера – мини –отчет о мероприятиях, посвященным в группе за апрель – март.
родители, воспитатели группы, муз. руководитель
III этап – итоговый
4 неделя мая Провести опрос и анкетирование;
выявить уровень знаний и умений об организации игровой деятельности с детьми на конец года;
выяснить на сколько эффективны и полезны были проведенные формы работы с родителями и детьми.
Анкетирование Анкета
Опросник (приложение 11) воспитатели группы
26 мая Подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей. Итоговое родительское собрание «Игры всегда, игры везде!» 1. Презентация работы по проекту. 2. Создание видеоролика на тему «Как мы играем в детском саду».
3. Награждение родителей грамотами «Лучшим родителям» воспитатели
группы
Методическое сопровождение: Создание картотеки по разным видам игр (пальчиковых, дидактических и подвижных, наглядного материала и атрибутики к играм.
Риски:
1. Низкая степень активности родителей.
2. Востребованность игры.
Пути преодоления:
1. Обучение родителей игровой деятельности.
2. Продумывание разных вариантов игр (одна игра в нескольких вариантах).
Ожидаемые результаты
• Создали благоприятные условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного учреждения.
• Детско –родительские отношения стали более благоприятными.
• Пропагандировали интересный опыт семейного воспитания и семейных традиций.
Список используемой литературы
1. Антонова Т. В., Арнаутова Е. П., Иванова В. М., Разгонова Н. А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002.
3. Глебова С. В. Детский сад - семья : аспекты взаимодействия. Практи-ческое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова С. В. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 -111 стр.
4. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : 2002. – 120 с.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с детьми - М. : Академический Проект, 2001. – 160 с.
6. Попова Л. Н., Гонтаревская М. Н., Киселева М. О. Детско – родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы. – М. : ТЦ Сфера, 2012 – 128 с.
7. Прохорова С. Ю., Нигматулина Н. В., Евстегнеева В. И. Нетрадиционные
формы проведения родительских собраний в детском саду. – М. :
Скрипторий, 2003, 2011.
8. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Мето-дическое пособие для работников дошкольных образова-тельных учреждений. — М. : Линка – пресс, 2007. — 176 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL : https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx.