Наталья Григорьева
Детский сад как модель экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Н. В. Григорьева, Г. С. Куракова
МБДОУ «Детский сад №64», г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования в детском саду.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экосреда, экологическое воспитание.
Публикация «Детский сад как модель экологического образования» размещена в разделах
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Это возможно при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают увидеть прекрасный мир природы, наладить взаимоотношения с ним.
В наше время проблемы экологического образования детей дошкольного возраста вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста.
Для осуществления успешности единой планомерной работы в экологическом направлении необходимо совершенствовать систему экологического образования детей в дошкольном учреждении, направленную на формирование у детей начал экологической культуры и развитие экологической культуры у взрослых.
Необходимо грамотно построить научно-методическую работу с педагогическими кадрами, которая будет включать в себя повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива ДОУ по основам экологии в форме семинаров, консультаций, презентаций передового педагогического опыта.
Экологическое воспитание дошкольников - это первый этап в цепи общего экологического воспитания. Очень важно чтобы основы экологического воспитания, заложенные в детском саду, нашли свое продолжение в семье. Для того чтобы заинтересовать родителей, в ДОУ необходимо организовывать сезонные выставки, проводить консультации в группах, в родительских уголках создать «Уголки природы». Все это позволит объединить усилия коллектива сотрудников учреждения и родителей в общем деле экологического воспитания детей [3].
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению целесообразно использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка [1].
Работа с детьми должна предполагать сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, и исключать авторитарную модель обучения. Обучающий процесс должен быть организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Большое значение нужно придавать исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращать внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлять возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно [4]. Например, провести, цикл наблюдений за обитателем уголка природы - хомячком:
1. Здравствуйте, я хомячок.
2. Устроим хороший дом для хомячка.
3. Хорошо ли хомячку в новых условиях?
4. Что и как ест хомячок.
5. Как хомячок делает запасы.
6. Хомячок - чистоплотный зверек.
7. Как хомяк отдыхает?
8. Чем хомячок отличается от мышонка?
9. Как передвигается хомячок?
10. Когда хомячка трудно заметить?
Экологически развивающая среда в детском саду должна содержать в себе:
- комнату природы;
- экологический стенд, отражающий экологические проблемы и работу детского сада по экологическому образованию детей;
- картины русских художников, отражающие природу по временам года; - мини-планетарий;
- метеоплощадку;
- метеостанцию;
- коридоры, холлы должны обогатиться наглядными стендами, отражающие жизнь детского сада, работами, фотографиями, поделками детей и родителей [5].
Таким образом, разнообразие форм организации зеленой зоны в ДОУ позволит использовать предметно-развивающую среду в познавательных и оздоровительных целях для развития у дошкольников навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания детей и пропаганды экологических знаний среди взрослых [2].
В заключение следует еще раз отметить, что дошкольные образовательные учреждения призваны создать основу для дальнейшего развития ребенка и обеспечить максимально благоприятные условия для формирования его здоровья.
Организация образовательного процесса в современных условиях позволяет обеспечить интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы в ДОУ, которая должно являться одним из приоритетных направлений детских садов. Для того, чтобы комплексная система оздоровления вошла в общий режим работы ДОУ, воспитатели и педагоги ДОУ должны пересмотреть организацию воспитательно-образовательного процесса, познакомить педагогов с новыми целями и задачами эколого-оздоровительной работы.
Следует отметить, что эффективность деятельности педагогического коллектива заключается не только в том, чтобы провести определенную работу по экологическому воспитанию детей и добиться определенного результата. Необходимо совершенствовать подходы к проблеме и искать более продуктивные формы работы по экологическому образованию детей и просвещению родителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акимов, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. / Ю. А. Акимов. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 362 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологическое воспитание 5-6 лет : практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. / Бондаренко Т. М. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012.- 461 с.
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов / Николаева С. Н. – Москва. : Академия, 2012. – 336 с.
4. Серебрякова, Т. А. Системный подход к изучению уровня сформированности ценностного отношения к природе на начальном этапе непрерывного экологического образования / Серебрякова Т. А. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2013. – №2. – С. 39 –42.
5. Рыжова, Н. В тени большого фикуса / Рыжова Н. // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С. 42 – 45.