Татьяна Васильева
Детский сад будущего
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование в нашей стране имеет многолетнюю историю и богатейший опыт. Изменения в социальной России влекут за собой развитие новых тенденций, и это, несомненно, отражается на современном образовании. Изменяются стандарты образования, изменяются требования к будущему первокласснику, появляются огромное количество новых программ обучения и воспитания дошколят, изменяются и потребности родителей. Дошкольные образовательные учреждения ищут новые формы и методы работы, стремятся, чтобы в детском саду дети чувствовали себя комфортно. Многие достигли в этом направлении значительных успехов.
Публикация «Детский сад будущего» размещена в разделах
От того, каким вырастут наши дети, целиком и полностью зависит и судьба страны, и жизнь её стареющих граждан. Всем нам хочется, чтобы будущее было как можно более светлым.
Детский сад будущего, какой он? По мнению опытных и молодых специалистов, детский сад будущего это :
В детском саду будущего взрослые не увидят только место, куда они отдают детей для хранения, как в ломбард, а обретут самую великую профессию не Земле – родителей, которые учатся у детей и у которых учатся дети.
Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз.
В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия каждого ребенка.
Когда мы поймем что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад станет кристаллом развития культуры.
Конечно, в детском саду самое главное развитие разносторонней личности. Нужно создать необходимые условия, в которых ребёнок будет эмоционально и психологически чувствовать себя положительно. Этому должна способствовать в первую очередь развивающая среда.
Как достичь эмоционального благополучия ребёнка?
Бескорыстной любовью, доброжелательностью, отзывчивостью. Никогда не нужно вымещать на ребёнке свою ярость, не кричать на него, ни в коем случае не оскорблять. Педагог должен видеть в маленьком человеке развивающуюся личность.
А также в создании Детского сада будущего главное создать условия для игры. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все те важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре.
Сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными формами занятий, что на свободную игру остаётся не более часа. Однако, в этот час дети, под наблюдением педагогов, не умею содержательно и спокойно играть. Они возятся, дерутся, толкаются… и поэтому нужно более насыщать свободное время игрой.
Специфику модели детского сада будущего можно определить следующими взаимными составляющими:
- организация предметно-развивающей среды;
- создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми и родителями;
- воспитательно-образовательное пространство;
- деятельностно-личностный подход к каждому ребенку;
- включение в воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процесс.
Создание полифункциональной предметно-развивающей среды является условием эффективности Детского сада будущего. Это прежде всего:
- комфортность пребывания детей в дошкольном учреждении (уютная, домашняя обстановка; наличие мест уединения и психологической разгрузки; численный состав группы не более 18-20 человек; составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и создание условий для формирования разновозрастных групп общения детей, формирования детской субкультуры и др.);
- развитие ребенка в процессе разных видов детской деятельности, способствующих формированию интегральных качеств личности ребенка дошкольного возраста и интегративности формируемых знаний и умений, использование интерактивных методов обучения детей и родителей, проведение занятий в условиях выбора альтернативного режима, ориентация на воспитание успешного ребенка, баланс совместной деятельности педагогов и детей (экскурсии, целевые посещения, прогулки, игры, досуги и т. д.) и свободной деятельности детей и родителей (выступления, поручения, домашние задания, выставки, шефская помощь, информация);
- формирование целостной картины мира, установление взаимосвязей о природном и социальном окружении при условии приоритетности культурного наследия, опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка и приоритетность формирования ценностных ориентаций и смыслов;
- создание положительного имиджа детского сада (эстетическое оформление участка детского сада, прогулочных площадок, здания и внутреннего убранства; взаимосвязь дошкольного учреждения с внешним социумом; взаимодействие культуры и традиций, созданных в детском саду, в семье, в городе, в стране и др.);
- включение учреждения в построение единой социокультурной среды (максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную естественную социокультурную ситуацию, организация очно-заочных экскурсий по достопримечательностям Москвы и России, реализация авторских программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, сотрудничества с родителями.
На основе такой среды создается воспитательно-образовательное пространство, однако оно должно строиться как самоорганизующаяся, живая система. Поэтому такое большое значение придается созданию оптимальных психолого-педагогических и методических условий для организации взаимодействия детей и педагогов.
Создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми
В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих самоорганизацию воспитательно-образовательного пространства, развитие социально организованной деятельности и эмоционально обоснованного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей в процессе создания и оживания предметно-пространственной среды, выступает прежде всего трансформирующаяся модель функционирования групп по интересам и приоритетам развития детей (физкультурно-оздоровительному, общеинтеллектуальному, художественно-эстетическому и коррекционно-развивающему, по времени пребывания детей (от 3 до 12 часов, по интеграции с воспитанниками других возрастных групп и воспитанниками из детского дома (на основе работы группы кратковременного пребывания («Группы развития»). В соответствии с ней осуществляется разработка гибкого режима дня и вариативных сеток занятий с детьми, учитывающих специфику функционирования групп, предоставление семьям детей, посещающих детский сад, дополнительной образовательной услуги «Домашний воспитатель».
Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной, «открытой» для использования и преобразования самими детьми предметно-игровой среды, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. Кроме того, в некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, кинозале и так далее) могут использоваться специальные средства ТСО, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, использования мультимедийных презентаций и клип-арта.
Овладение детьми и взрослыми методикой «Общего круга» становится средством обеспечения психолого-педагогический помощи в осуществлении права ребенка на свободный выбор деятельности и отношений.
В будущем каждый детский сад уникален. Дети и родители «заражаются» положительными эмоциями и верят только в хорошее. Профессия педагога станет более престижной, психологический климат в детском саду – более доброжелательным. А также Детский сад будущего научит играть не только детей, но и взрослых – педагогов и родителей. Тогда и детям будет жить в этом сложном мире намного легче.
Детский сад Будущего представляется нам под лозунгом «Вс лучшее детям». Это – светлый, просторный, современный дом – дворец для детей, где каждый ребнок понят, принят, любим окружающими его взрослыми. В здании установлена система, которая сама выбирает наилучший микроклимат нахождения детей. При подъезде к детскому саду оборудована современная парковка и освещение. У дошкольного учреждения свой большой, удобный автобус, на котором проводится организованный вывоз детей на экскурсии, выставки, в музеи.
В ДОУ создана современная здоровьесберегающая среда: физкультурный и тренажерный залы, бассейн, детский боулинг. Территория детского сада оформлена интересным, красочным ландшафтным дизайном: цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, фонтаны, песочные дворики, оздоровительные тропы с музыкотерапией; спортивный стадион, велосипедная дорожка, крытый каток, оборудованный современный уголок ПДД с работающими светофорами, пешеходными переходами и детским автопарком. Для детских забав и развития - большое количество современных игровых площадок. В детском саду Будущего имеется большое количество залов и помещений: компьютерные классы, кинозал с 3D форматом, экспериментальные и проектные комнаты для детей. Развивающее пространство групп имеет большую площадь, где учтены интересы, как мальчиков, так и девочек, оснащено современным развивающим оборудованием, игрушками из экологически чистых материалов. Детям, живущим в этом детском саду, предоставлена свобода выбора деятельности. Из детского сада ребенок приходит с сияющими глазами, увлеченно рассказывает родителям о том, какое открытие он сегодня совершил, какой шедевр создал и с радостью торопиться в завтрашний день.
Детский сад будущего – территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория интересных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.