Ирина Ельцина
Детский исследовательский проект «Что такое плесень»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «Создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС ДО 1.6)
Практическая значимость.
Публикация «Детский исследовательский проект „Что такое плесень“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к окружающему миру, воспитывать желание познавать его. Научить беречь окружающий мир, заботиться о своем здоровье.
В процессе наблюдений за детьми отмечен устойчивый интерес к опытам, экспериментам, которые развивают самостоятельность, логическое мышление, умение делать выводы, умозаключения.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Что такое плесень?»
Образовательная область проекта: Познавательное развитие (Окружающий мир, Физическое развитие (ЗОЖ).
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально -коммуникативное, физическое.
Цель педагогическая: углубление представлений о плесени, её влиянии на человека.
Задачи воспитателя:
1. Развивать коммуникативные умения (умение публичной самопрезентации)
2. Формировать потребности в приобретении новых знаний о плесени, первоначальные представления о живом организме – плесень-гриб.
3. Провести с ребенком экспериментальную работу по выращиванию плесени.
4. Привить у ребенка бережное отношение к хлебу.
5. Формировать умение определять, в каких условиях появляется плесень.
6. Воспитывать желание вести ЗОЖ, есть полезные и свежие продукты, правильно их хранить.
7. Изучить сведения по данной теме, используя научно - популярную литературу, ресурсы интернета.
Методы исследования: наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, просмотр документального фильма в интернете, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).
Срок реализации проекта: 2-3 недели.
Конечный результат: плесень, выращенная в определенных условиях.
Цель детская: Откуда взялась плесень, опасна ли она для человека? Задачи:
- Узнаю много нового о плесени,
-Научусь проводить эксперимент, выращивать плесень,
- Расскажу всем друзьям, что узнала нового.
Предполагаемый результат: Буду знать много о плесени, и научусь ее выращивать.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
1) Подбор необходимой информации в интернете с воспитателем;
2) Подготовка необходимого оборудования;
2. Основной этап – проведение эксперимента по выращиванию плесени, зарисовка эксперимента в схеме.
3. Заключительный этап – Создание препарата – плесени и рассматривание через цифровой микроскоп, зарисовка в схеме.
Конечный результат
Участник проекта:
Будет знать: что плесень - это грибы, споры плесени есть в воздухе повсюду и могут прорасти при специальных условиях. Чтобы продукты не портились нужно их правильно хранить.
Будет уметь: создавать условия и выращивать плесень, создавать препарат из плесени и рассматривать его в микроскоп.
Будет воспитывать в себе: бережное отношение к хлебу (продуктам, желание вести ЗОЖ, заботиться о своем здоровье.
Проект является эффективным. Собранный материал может быть использован для дальнейшей работы с детьми, при ознакомлении с окружающим миром в дошкольных образовательных учреждениях.
Проект выступления ребенка.
Недавно, в шкафу с продуктами я обнаружила (заметила) забытый кусочек хлеба, на нем был какой-то мох, маленькие волоски с черными головками. Я понюхала и сразу отвела свой нос назад, это пахло так ужасно!
Что я сразу выбросила это в мусорное ведро!
Мне захотелось узнать, откуда же появились эти волоски? Может это опасно для здоровья? А что будет, если съесть такой хлеб?
Сначала я спросила маму, она сказала, что это плесень, и она часто бывает на хлебе, если его оставить надолго. Есть такой хлеб нельзя!
Тогда я рассказала эту историю в детском саду, и мы вместе с воспитателем стали узнавать новое о плесени. Из интернета и книг мы узнали, что плесень- это микроскопический гриб, она неподвижна, но растет, питается за счет того на чем выросла. Плесень образует налёт, вызывая порчу продуктов, насчитывается более 100 000 видов плесени.
Размножается плесень с помощью таких семян - спор, которые прорастают очень быстро и образуют подобные нитям клетки, образуют пушистый клубок нитей, что мы называем плесенью.
Я узнала, что плесень бывает полезная и вредная для здоровья. От нее можно заболеть, если съесть продукты плохие или жить в квартире со стенами, пораженными плесенью, она разрушает даже бетон, кирпич.
Плесень может быть и полезной, так один известный микробиолог, очень давно из плесени сделал лекарство - пенициллин, которое лечит инфекционные заболевания. Есть очень вкусный и полезный специальный сыр с плесенью, он очень дорого стоит.
Мы решили сами вырастить плесень на хлебе и рассмотреть ее в микроскоп.
Для этого провели в детском саду такой эксперимент по выращиванию плесени:
Эксперимент №1
Мы взяли 4 кусочка одинаковых, батона. 4 контейнера с крышками, салфетку, маркер, бумагу.
Вконтейнер№1 положили сухую салфетку, кусочек батона, крышкой не закрыли, и я унесла и поставила дома на печку.
Вконтейнер№2 положили кусочек батона и плотно закрыли крышку.
В контейнер №3 положили влажную салфетку, на неё кусочек батона, и плотно закрыли крышку.
В контейнер №4 положили кусочек батона, плотно закрыли крышку и вынесли на холод.
Нарисовала схему, чтобы отмечать что происходит, красным кружком отметила первый день эксперимента.
Через 3 дня я посмотрела на кусочки батона.
Тот, что был дома на печке, немного подсох, но плесени не было.
В контейнере №2 – появился белый налет, как пленка и одно серое пятно.
В контейнере №3 несколько пятен с плесенью, зеленоватого цвета и появился неприятный запах.
В контейнере №4, на улице хлеб не изменился.
Еще через 3 дня я увидела, что плесень, всех больше выросла в контейнере №3. В контейнере на печке плесени не было, на улице тоже. Я догадалась, что для выращивания плесени нужна влага и тепло.
Отметила все изменения в схеме.
Эксперимент №2
Осталось узнать, действительно ли плесень-гриб? На предметное стекло поместила капельку воды. Затем пинцетом осторожно взяла кусочек плесени, закрыла все покрывным стеклом и рассмотрела в микроскоп. Вот так я увидела плесень на мониторе компьютера. Плесень действительно похожа на гриб, есть ножка и шапочка!
Вывод: после проведенных опытов, я сделала вывод, что плесень – это гриб, бывает полезная плесень для здоровья и вредная. Чтобы ее вырастить, нужны условия: влажность воздуха и тепло. Чтобы плесень не выросла на продуктах, и срок годности продуктов был больше, их нужно хранить правильно: в холодильнике или сушить и есть здоровую пищу!
Перспектива развития проекта
Ребятам понравилось, как я рассматривала плесень через микроскоп, им тоже захотелось так сделать. На кружке «Юный исследователь я им расскажу, что узнала о плесени, и они тоже сделают свой препарат и рассмотрят через микроскоп, как выглядит плесень-гриб.
Список используемых ресурсов
1. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнёва. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» Москва. Просвещение. 2003 г.
2. С. В. Коноваленко. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6до 9 лет». Москва. «АСТ-ПРЕСС» 2003 г.
3. Документальный фильм «Плесень» https://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM
4. http://www.proshkolu.ru/user/novoteh/file/1578673/
5. http://rmnt.net/borba-s-plesenyu-narodnymi-sredstvami/27814
6. http://www.medweb.ru/articles/plesen-v-dome-kak-s-nei-borotsya