Екатерина Гришина
Детский ежедневник для планирования образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вам свою педагогическую находку – детский ежедневник.
Реализуемая мною с 2014 года практика «Планирование образовательной деятельности, основанное на участии детей» позволяет научить ребёнка осознанно и самостоятельно выбирать, планировать, организовывать собственную деятельность, развивает произвольность поведения, а также поддерживает и стимулирует его инициативу и активность; предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, что соответствует принципам ФГОС ДО, Региональной концепции развития дошкольного образования, требованиям федеральной образовательной программы.
Публикация «Детский ежедневник для планирования образовательной деятельности» размещена в разделах
Практика позволяет учесть и запросы родителей, так как они хотят видеть своих детей самостоятельными, организованными, активными.
С 2014 года практика, безусловно, развивалась, и анализируя результаты реализации практики в своей деятельности, я пришла к выводу, что для дошкольника важна визуализация его планов, результатов их выполнения, что дает ему возможность анализировать свою деятельность, определять ее содержание, управлять своим временем в течение дня, то есть быть субъектом своего образования.
Нынешний этап развития практики планирования – детский ежедневник -является на сегодняшний день инновационным, поскольку позволяет дошкольнику перейти на более качественный уровень его субъектности, учитывая при этом возрастные возможности ребенка.
Цель моей педагогической находки: содействие развитию субъектной позиции старшего дошкольника через планирование собственной деятельности с использованием детского ежедневника.
Основные задачи:
• Учить детей планировать свою деятельность : ставить цель, продумывать последовательность будущих действий, способствующих достижению результата.
• Создать условия для развития произвольности у воспитанников.
• Поддерживать и стимулировать инициативу и активность детей.
Что же представляет собой наш ежедневник!
ДЕТСКИЙ ЕЖЕДНЕВНИК оформлен в виде альбома, в котором дошкольники планируют свою деятельность на день, фиксируют свои важные дела, деловые хлопоты, оформляют результаты своей деятельности.
Ежедневник ведется детьми со старшей группы. Учитывая возрастные особенности дошкольников, важно, чтобы ежедневник был иллюстрированным: визуализация помогает детям планировать свой распорядок дня. Информация подается в игровом формате: заполнение дневниковых записей чередуется с рисованием, ответами на вопросы, интересными фактами и другими полезными материалами.
Ежедневник должен нравиться ребенку. Поэтому обложку дети оформляют сами (или с помощью родителей). Смешные рисунки, обложка с любимыми мультипликационными героями или собственной фотографией — всё это может послужить дополнительной мотивацией для ведения ежедневника.
Придумывая ежедневник я учитывала уклад жизни детского сада ( традиции: клубный час, звезда недели, традиции группы (деловые хлопоты, а также особенности детей группы (в группе дети 2-х возрастов, есть дети с ОВЗ). Все разделы ежедневника подписаны, что способствует развитию интереса к письменным формам речи, и одновременно имеют графическое обозначение, учитывая возраст детей. Ежедневник включает элементы совместного планирования, которое хорошо освоено детьми.
1. Сегодня Я
В этом разделе дети размещают пиктограммы, которые обозначают роли детей на день, например, звезда недели, помощник воспитателя, дежурный по планшетам, дежурный по столовой и т. д. Эти роли распределяет звезда недели.
2. Дата
Раздел, где ребёнок отмечает день недели, число и месяц. Так как не все дети в старшей группе умеют писать, день недели обозначается цветом. Для более удобной для ребенка ориентировки на листе бумаги, здесь размещается прямоугольник, который закрашивается в соответствии с цветом дня на модели недели.
3. План и результат
В этом разделе ребенок записывает индивидуальное дело с помощью технологии предписьмо, а также его результат, который может сразу же оценить с использованием смайлика.
4. Важные дела
- Это раздел, в котором фиксируются важные для ребенка дела. Здесь ребенок отмечает как свое участие в общем деле, например, клубный час (важные дела отмечены красными кружками на модели недели, так и индивидуальные дела, например, коррекционный час, кружок йоги; и планирует свое, личное дело, исходя из собственного интереса.
Здесь же размещаются задания от специалистов (учителя-логопеда, психолога и др) и воспитателя, задания даются в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и позволяют решать задачи из разных образовательных областей.
Кроме этого здесь фиксируется и результат деятельности ребенка в рамках клубного часа.
Так выглядит заполненная ребёнком страница ежедневника.
Результат планирования можно фиксировать разными способами: с помощью пиктограмм или фото, зарисовать итог, или приклеить смайл.
С ежедневником ребенок работает в течение всего дня:
- утром, когда пришел в детский сад, заполняет разделы «Сегодня Я», «Дата», «Важные дела»;
- после детского совета, когда прошла презентация педагогом центров активностей (этот прием мы используем для того, чтобы расширить диапазон детского выбора) – заполняется раздел «План и результат»
- после выполнения индивидуального дела – фиксирует результат своей деятельности
- на итоговом сборе –предъявляет результат и анализирует свою деятельность.
Кроме этого ребенок обращается к ежедневнику в течение дня, чтобы выполнить задание педагога. В вечернее время – для демонстрации своих успехов родителям.
Использование ежедневника позволяет ребенку стать субъектом своего образования!
-дает возможность спланировать и организовать свою деятельность,
-продемонстрировать полученный результат,
-провести рефлексию своей деятельности.
-опираясь на ежедневник, каждый ребёнок легко может рассказать о своей деятельности в детском саду не только окружающим в группе, но и презентовать это родителям.
Для родителей ежедневник – это возможность лучше узнать своего ребёнка,
познакомиться с его интересами и увлечениями и способствовать дальнейшему развитию его способностей.
Применение ежедневника в педагогической деятельности позволяет мне
-поддерживать детскую инициативу,
-проводить мониторинг разнообразия деятельности каждого ребёнка,
- создавать условия для развития разносторонних интересов воспитанников,
- а также реализовать задачи всех образовательных областей.
Таким образом, детский ежедневник - это инструмент, который помогает ребенку организовать свою жизнь так, чтобы успевать заниматься любимыми делами, не забывая о своих обязанностях.