Науменко-Дашкова Мария
Детский досуг как средство развития элементов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самый сензитивный период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребенок будет знать о своей стране, ее истории, тем больше будет создано условий для формирования гражданина и настоящего человека, патриота.
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстникам, детскую литературу. Разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение.
Публикация «Детский досуг как средство развития элементов этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг – мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры, именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К. Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность».
Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
Основным из целевых ориентиров дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты».
Формирование этнотолерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в образовательные учреждения, естественно. Не будет готов принимать других такими, какими они есть.
Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениями накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с ребенком, но и с его семьей, и с ближайшим окружением.
Формирование этнотолерантности следует начинать с раскрытия понятия «быть отличным от:…». Но, прежде чем развивать этнотолерантность, надо развить этнокультуру – представления детей об истории, традициях и культуре людей других национальностей.
Мы так строим педагогический процесс, что при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семья является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности. - 2001. - №1
2. Акулова О. В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2008. - №8 (ноябрь). - С. 8
3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Геляпина [и др. ]. - М. : Педагогическое общество в России, 2004 г. - С. 29