Папки-передвижки

Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Шитикова
Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с появлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Публикация «Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.).

С трудом верится, что люди, чье общение сводится к виртуальному, в прямом и переносном смысле, смогут без серьезных трудностей реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом плане.

Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом.

Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание родителей общаться (из-за нехватки времени, усталости, неумение родителей общаться (не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияют на деятельность и душевное самочувствие малыша. Диалог – это, прежде всего двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок. А дети испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах, о том, что видели и наблюдали в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. Но у дошкольников не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. Поэтому дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, то есть не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности.

Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация – учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот.

Изучив и проанализировав материалы Интернет-ресурса, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников предположила, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.

На основе этого был разработан проект «Журналистом быть хочу».

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители. Строки реализации проекта: с декабря 2015г. – май 2016г.

Цель проекта: формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.

Задачи проекта:

• Формирование начальных представлений дошкольников о профессиональных журналистских качествах и навыках.

• Обучение детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.

• Расширение и активизация словарного запаса.

Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.

Развитие творческих способностей воспитанников.

• Воспитание желания выслушивать друг друга до конца.

• Воспитание уважительного отношения к профессии журналиста.

Продукт проектной деятельности: выпуск газет, интервью.

Предполагаемый результат: дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, разовьют свои творческие и коммуникативные способности, при общении будут следовать нормам речевого этикета.

Как всегда работа над проектом началась с изучения литературы по данной теме и разработкой самого проекта. Мною были изучены материалы из опыта работы:

• Довгун Л. М., воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад № 30», г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл., «Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста»;

• Куприна Л. Р., воспитатель высшей квалификационной категории г. Нефтеюганск, «Использование детской журналистики как средства познавательного и личностного развития ребенка дошкольного возраста»;

• Чекашина М. А., воспитатель, «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» и др.

• Медведева И. Н., учитель-логопед, МУ «Психолого - социальный центр системы образования «Надежда» г. Заречный, Пензенская обл., проект «Детская журналистика и диалогическая речь».

Далее началась работа с детьми. Я как-то подсмотрела, как наши девочки играют в раздевалке, и обратила внимание, что они прячутся за шкаф. Я задала вопрос и получила ответ: «Это мы как будь-то в телевизоре». И у меня возникла идея – сделать макет телевизора для игры.

Интересно, что наши дети знают о журналистах и их работе. Вот какие ответы я получила: Арина: «Они спрашивают у многих людей, у важных персон, особенно у Владимира Владимировича Путина. И рассказывают о нем по телевизору»; Ирина: «Они спрашивают у людей о каких-то ситуациях в городе»; Егор: «Они печатают в газетах»; Александр М. : «Они ездят по разным странам и привозят всякие вещи смешные»; Тимур: «Ничего не знаю»; Полина А. : «Они делают газеты, журналы»; Арсений: «Они пишут в журналах»; Полина П. : «Они дают интервью, делают газеты и журналы».

В преддверии 85-летней годовщины со дня образования ХМАО детям нашей группы было предложено провести экскурсию по мини-музею. Вот здесь меня ожидало разочарование. Попробовать себя в роли экскурсоводов, было предложено активным ребятам. Но каково, же было мое изумление после первой экскурсии. Оказалось, что проводить экскурсию перед сверстниками очень «страшно». Дети, рассказывая материал, зажимались в угол и смотрели только на меня, а о том, что необходимо работать указкой не было и речи. Поэтому проект «Журналистом быть хочу» оказался нужным, своевременным и необходимым для ребят нашей группы.

Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т. е. развивающая среда. Так в нашей группе появился пресс-центр. Благодаря родителям наполнили его оборудованием. У нас появились микрофоны, бейджики, косынки, блокноты, материала для игры «Знаете ли вы материалы, которые необходимы для работы журналиста?», материалы для игры «Звукооператор» были сделанные из бросового материала.

Поставленные задачи проекта решаю через различные формы работы: беседы, совместная деятельность взрослого и детей, составление рассказов детьми (описательных, с опорой на схему, из личного опыта,моделирование ситуаций, игры на развитие речи, сюжетно-ролевые игры, рассматривание газет и детских журналов, выпуск газет, совместная (педагог и дети) разработка интервью, изготовление атрибутов к играм, сотрудничество с семьей– это позволяет развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи, связной - монологической.

Мы с детьми рассматривали печатные издания: газеты, детские журналы. Сравнивали их, находили сходства и различия. Во время бесед знакомились с профессией журналиста, диктора, фотокорреспондента. У нас даже появилась своя утренняя заставка «Утро в нашей группе», когда дежурные рассказывают, какое сегодня число, месяц, день недели, сколько детей (девочек и мальчиков). Все это мы рассказываем по телевизору, а ребята - дикторы, стараются донести информацию так, чтобы всем было понятно и слышно. И уже сейчас даже застенчивые дети чувствуют себя более уверенно. Ребята самостоятельно изготовили книги и презентовали их сверстникам. При этом они выступали по телевизору с микрофоном.

На занятиях по развитию речи использую микрофон. Ребенок не просто пересказывает текст, а как журналист рассказывает нам о каком-то событии. Это вносит элемент игры, и уже каждому хочется попробовать себя в роли выступающего. А еще очень нравиться ребятам, когда не один человек пересказывает текст, а несколько. С огромным интересом они произносят фразы: «Дальше вам о событии расскажет…», «А я передаю слово …» Используя этот прием, обратила внимание на то, что желание принять участие в пересказе появилось и утех ребят, которые обычно тихонечко отсиживаются и не хотят презентовать свой пересказ на всеуслышание.

Микрофон стал привычным атрибутом и на утренних беседах. При обсуждении какой-либо темы или решении задач, ситуаций я выступаю в роли журналиста и предлагаю детям высказываться именно в микрофон. И сразу активность ребят возрастает. Микрофон можно увидеть и в самостоятельной деятельности детей : ребенок берет микрофон и начинает задавать вопросы своим товарищам, а отвечать в микрофон гораздо интереснее, чем просто так разговаривать.

Неотъемлемой часть реализации проекта являются игры по развитию речи, такие как «Узнай по описанию», «Да - нет», «Два из трех» и т. д. Игры организуются в разные временные промежутки: это может быть и утреннее время, и возвращение с прогулки, и работа перед сном, и вечернее время. Очень часто использую прием, подсмотренный в свое время у коллег: называть слова по определенной теме, например, чтобы зайти в группу с прогулки или сесть за стол для принятия пищи нужно назвать 3 диких животных, ягоды, предметы обуви, одежды, дни недели, геометрические фигуры и т. д. Данный прием способствует повышению и активизации мыслительной деятельности и словарного запаса ребенка.

Реализация проекта проходит и через НОД. На занятии ребята помогали жителям Африки узнать, что такое зима. А для этого необходимо было подготовить репортаж. Ребята рассказывали жителям Африки, что такое снег, проводили с ним эксперименты, подбирали в рифму слова-родственники, составляли рассказ о зиме с опорой на схему. И, конечно же, озвучивали дошкольники свой репортаж по телевизору. В следующий раз, ребятам прошлось собирать разрезные картинки и определять о чем сегодня пойдет речь на занятии; определять какие предметы, необходимы журналисту для работы, убирая лишние; используя подсказки-схемы брать интервью у литературных героев. В дальнейшем планируется проведение НОД, где дошкольники выступят помощниками в восстановлении утерянных страниц журнала.

Как только в нашей группе появился оформленный пресс-центр с атрибутами для работы журналистов, как сама собой возникла игра. Хочется отметить то, что игра в журналистов завоевала детское признание своим своеобразием и приближенностью к действительности. Усвоив определенные знания, вооружившись блокнотами и опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью у младшего воспитателя, у инспектора ГИБДД, родителей. У нас в группе то и дело появляются то фотографы, то журналисты, которые предлагают ответить на вопросы и спрашивают разрешения сделать фотографию.

Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Интервью – это разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Чтобы сформировать у воспитанников умение брать интервью и соблюдать правила диалога, мы совместно с детьми беседовали о правилах ведения диалога, через игры развивали умение задавать вопросы, пробовали брать интервью друг у друга, у младшего воспитателя, у родителей.

Моделирование считается эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью были разработаны схемы-подсказки для ведения диалога. Схемы-подсказки состоят из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.

Следуя схемам для ведения интервью, дети сначала учатся, а затем совершенствуют свое умение соблюдать последовательность в передаче событий, умению вести диалог, планировать вопросы беседы, выделять смысловые звенья диалога, быть вежливыми и воспитанными.

Издание детской газеты : в нашей группе ребята регулярно «издают» газету. В ее издании принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Каждый выпуск посвящен той или иной теме: «Новый год», «Как я поздравлял (а) папу», «Поздравляем с 8 Марта». Так же запланированы выпуски газет «Покорители космоса», «Здоровому все здорово!», «До свиданья, детский сад

Издание детской газеты состоит из нескольких этапов:

1. Вместе с детьми мы обсуждаем предполагаемые темы, актуальные вопросы, рубрики будущей газеты ….

2. Учитывая желание детей, подбирается активная группа ребят желающая принять участие в выпуске газеты. Это всегда разные дети.

3. Активисты придумывают название колонок для будущей газеты (например «Литературная», «Интервью с интересным человеком», «Это модно!», «Разгадай!»).

4. Подбор и оформление необходимого материала для газеты совместно с родителями.

5. Самостоятельное оформление газеты дошкольниками.

Особое внимание было уделено взаимодействию с родителями. Данная работа включает в себя: рекомендации по просмотру телепередач, совместное с ребенком чтение интервью журналистов в газетах и журналах, разработку памятки для родителей «Обсудите интервью с ребенком…», подбор игр, которые можно организовать с ребенком дома, с целью развития речи : «Интервью», «Скажи наоборот», «Найди как можно больше слов на звук «б», «к», «у» и т. д.», «Полезные советы» (где ребенок выступает радиожурналистом и рассказывает «Как сварить суп», «Как помыть полы», «Как приготовить бутерброд», «Как правильно перейти улицу»).Предлагаются и конкретные рекомендации воспитателя по формированию у ребенка определенных правил речевого этикета. Без помощи родителей невозможно обойтись в подготовке материалов к выпуску газет, к играм: «Знаете ли вы материалы, которые необходимы для работы журналиста?», «Звукооператор». И, конечно же, родители, это те самые первые, важные люди, чья похвала и оценка результатов работы особенно важна для ребенка. А родители нужно сказать не скупятся на похвалу. Некоторые из родителей так прониклись нашим проектом, что дома с детьми самостоятельно стали выпускать газеты.

Работа над проектом еще продолжается, но уже видны результаты. Дети получили опыт сотрудничества и общения друг с другом, с педагогом, родителями, создавая совместный продукт, они грамотнее осуществляют диалог. Во время диалога стали более терпимы к собеседнику, стараются выслушать его до конца. Это трудно, но стараются изо всех сил. Обогатился словарный и лексический запас дошкольников.

Таким образом, реализация проекта «Журналистом быть хочу» способствует развитию диалогической речи детей, воспитанию терпимого уважения к мнению собеседника, помогает овладеть средствами коммуникабельности и позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.

1. https://festival.1september.ru/articles/604129/

2. https://open-lesson.net/354/

3. borsoln.ucoz.ru›Detskaya_jurnalistika.doc

4. https://50ds.ru/sport/673-detskaya-zhurnalistika-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 мая 2020 в 07:06
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская журналистика, как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шитикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД