татьяна бабаджанова
Детская лаборатория «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская лаборатория «Маленькие исследователи»
Заведующая МБДОУ №2 «Северяночка» г. Снежногорск
Т. А. Бабаджанова
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, на базе детского сада мы открыли удивительное место – Лабораторию для маленьких детей. Это специально приспособленное и оснащенное место для проведения исследовательской работы находится в «Зимнем саду», что даё т возможность проводить разнообразные занятия-эксперименты: наблюдения за живыми объектами и опыты-эксперименты с растениями в любое время года, моделировать проблемные ситуации, необходимые для проведения занятий, пользоваться коллекциями животных, рыб и растений.
Публикация «Детская лаборатория „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
Основная цель привлечения дошкольников к экспериментальной работе — приобщить их с ранних лет к получению новых знаний и представлений. При этом у детей пробуждаются и активизируются способности предвидения и предсказания, чувство ожидания результата. Попадая в лабораторию, дети не только занимаются, но и отдыхают от привычной обстановки, общаясь с живой природой
Лаборатория оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой работы. Это дало возможность педагогам:
• работать с детьми малыми группами (до 5-8 чел.);
• использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
• не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольёшь»).
Совместная деятельность воспитателя с детьми в лаборатории организуется один раз в неделю: с детьми младшего, среднего по 15-20 минут, старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Работа ведётся с подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Во время занятия проводится до трёх экспериментов в зависимости от сложности.
Структура проведения игры-экспериментирования:
• постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов, вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.
Работа в детской лаборатории начинается со встречи с Почемучкой, который знакомит детей с оборудованием и правилами поведения. Почемучка показывает забавные опыты. Кроме него в лабораторию заглядывает наш любимый кот Леопольд и приносит для ребят интересные игры-экспериментирования. Могут заглянуть и другие персонажи, известные детям (Золотая рыбка, Степашка, Незнайка, Буратино и др.). Вместе с персонажами дети делают открытия или оказывают им помощь и поддержку в трудных ситуациях. После проведённых экспериментов у детей возникают вопросы (особенно у старших дошкольников, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, почему очищенный картофель чернеет и др. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Дети могут задать вопросы Почемучке и тогда он либо присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у мамы с папой, а затем рассказать всем детям. Но некоторые детские вопросы могут стать темой очередной встречи в лаборатории. В ходе лабораторных занятий дети приобщаются к культуре планирования деятельности, выбора нужных средств, проверки правильности выполнения работы. Учатся доказывать правильность или неправильность утверждений экспериментальным путем, демонстрируя свойства конкретных объектов.
Сколько интересных, неожиданных открытий, радостных удивлений мы дарим ребё нку: простой гвоздь, например, известен с давних времён, и это были кости рыб и животных, колючки растений, заострённые коренья, гвозди-крючки, гвозди из глины и дерева; сколько удивления вызвало у ребят зеркальное письмо, музыкальная нить, которую они сами изготовили; сколько восторга получили дети, когда экспериментальным путём выявили, почему у белого медведя не намокает шкура, как можно окрасить стебель растения в красный (любой) цвет и др. А, сколько открытий ещё предстоит сделать!
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Это может быть изготовление своих музыкальных инструментов (например, игра на расчёске, музыкальная нить и др., оформление коллажей по изучаемым темам. Разнообразные формы и методы работы с воспитателями и членами семей воспитанников позволяют укрепить связи между семьями и сотрудниками детского сада. Привлекая детей и их родителей к ремонту оборудования, уходу за питомцами, сбору кормов, тем самым мы создаём здоровую атмосферу благородного общего дела.