Мария Зайцева
Детская художественная литература как средство развития связных высказываний у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детская художественная литература как средство развития связных высказываний у детей дошкольного возраста
Проблема изучения развития связных высказываний у дошкольников является объектом исследований, проводимых В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. М. Крыловой, В. И. Логиновой, Г. М. Ляминой, Е. И. Радиной, Ф. А. Сохиным, О. С. Ушаковой, Е. А. Флериной и др. Ученые отмечали, что дошкольный период детства характеризуется овладением элементарных форм монологической речи, умением составлять сюжетный рассказ с выделением начала, основной части и окончания, использованием прямой речи, увеличением числа сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и пр.
Публикация «Детская художественная литература как средство развития связных высказываний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В широком смысле феномен «связная речь» рассматривается В. П. Глуховым, под которым он понимает любую единицу речи, включающую в свой состав языковые составляющие – знаменательные и служебные слова, словосочетания, организованные в соответствии с законами логики и грамматики языка [1]. Как отмечает Ф. А. Сохин, связная речь – это последовательно связанные друг с другом мысли, достижения ребенка в овладении родным языком – его звуковой, лексико-грамматической стороны. Умение строить связные высказывания указывает на уровень развития речи ребенка [2].
В настоящее время перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача поиска таких педагогических средств, которые бы отвечали современным требования дошкольного образования. Одним из таких средств является детская художественная литература.
Актуальность использования детской художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста, а также важность формирования связных высказываний у детей находим в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие» : развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [3].
В своей педагогической практике мы активно используем детскую художественную литературы как средство развития связных высказываний у детей дошкольного возраста, реализуя при этом ряд следующих направлений: формирование умения составлять рассказ по литературному произведению с изменением привычного сюжета; формирование умения сочинять сказку на основе сюжета любимой с включением персонажей из других сказок; формирование умения самостоятельно искать и находить решение при предъявлении проблемной ситуации в произведении; формирование умения самостоятельно задавать вопросы по литературному произведению.
В таблице 1 представлен фрагмент планирования работы по развитию связных высказываний у дошкольников средствами детской художественной литературы.
Таблица 1
Фрагмент планирования работы по развитию связных высказываний у дошкольников средствами детской художественной литературы
Дата Лексическая тема Направления Художественная литература
Март «Праздник мам» Формирование умения составлять рассказ по литературному произведению с изменением привычного сюжета В. Сутеев «Мамин праздник»
«Семья» Формирование умения сочинять сказку на основе сюжета любимой с включением персонажей из других сказок Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка»
«Весна» Формирование умения самостоятельно искать и находить решение при предъявлении проблемной ситуации в произведении Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
«Мебель» Формирование умения самостоятельно задавать вопросы по литературному произведению Русская народная сказка «Три медведя»
Апрель «Посуда» Формирование умения составлять рассказ по литературному произведению с изменением привычного сюжета Русская народная сказка «Лиса и журавль»
«Освоение космоса» Формирование умения сочинять сказку на основе сюжета любимой с включением персонажей из других сказок И. Ревю «Звездочка Алида»
«Электроприборы» Формирование умения самостоятельно искать и находить решение при предъявлении проблемной ситуации в произведении К. Нефедова «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»
«Насекомые» Формирование умения самостоятельно задавать вопросы по литературному произведению Н. Сладков «Домашняя бабочка»
Работа по развитию связных высказываний у дошкольников средствами детской художественной литературы предполагает учет требований к текстам художественных произведений : познавательный характер произведений; воспитывающий характер текста; направленность текста на развитие аналитико-синтетической мыслительной деятельности; небольшой по объему текст; понятность и доступность детям, исходя из их личного опыта; подача текста на основе зрительной наглядности и без изначальной установки на запоминание.
Библиографический список
1. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М., 2012. – 241 с
2. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2006. – 297 с.
3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : 2013.