Черноусова Юлия
Дети с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое
нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного
мозга.
Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое
недоразвитие, встречается наиболее часто. В отечественной психиатрии существует
взгляд на олигофрению как на необратимое состояние недоразвития и искаженного
развития психики с ведущими признаками недостаточности высших познавательных
функций.
В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко
Публикация «Дети с нарушениями интеллекта» размещена в разделах
выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе
органического поражения центральной нервной системы.
Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности
в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной
нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект,
но и эмоционально-волевая сфера.
Современные исследования показали, что у умственно отсталых имеются довольно
грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия
процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных
систем. Все это является физиологической основой нарушения психической деятельности
ребенка, включая процессы познания, эмоции, личности в целом.
Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов,
которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают
потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы
недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные
представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии
оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщенность восприятия, его темп.
Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала,
усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей
между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства
и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих
сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета,
причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.
Восприятие неразрывно связано с мышлением, являющимся главным инструментом
познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно
сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только
общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства
анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является
некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило,
не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно
связаны с особенностью их памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение
и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как
формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние,
случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние
логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируется
произвольное запоминание. Слабость памяти у умственно отсталых не только в
трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за
непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.
Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как
опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым.
У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов
восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление
образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие
познавательной деятельности. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и
носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно
отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.
При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако
преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с волевым
напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и
не пытаются преодолевать.
Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной
деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы. Чем выраженнее умственная
отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмоции
неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные.