Татьяна Лыга
Конспект занятия «Дети, мир звуков, музыка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, мир звуков, музыка.
Задачи занятия : 1. Первоначальное ознакомление с тембром, как свойством немузыкального звука, т. е. его характерной окраской, его «голосом».
2. Умение выделять, характеризовать звуки хрустальных предметов.
3. Формирование первоначальных представлений о знаке, введение обозначений различных характеристик звука хрустальных предметов.
Публикация «Конспект занятия „Дети, мир звуков, музыка“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Задания: 1) рассказ о многообразии звуков разных предметов.
2) «Звуковая угадайка»
3) работа с карточками (фиксация звуковых характеристик)
4) разучивание песни о Петрушке.
Материал: кукла Петрушка. Предметы: хрустальная коробочка, медный кувшин, деревянный пенал, листы бумаги. Карточки «звуковой букварь». Музыкальный материал : «Песенка Петрушки» муз. Г. Фрида, сл. Я. Френкель; «Клоуны» Д. Б. Кабалевского.
Занятие проходит в игровой форме.
Педагог знакомит детей с куклой-Петрушкой, который пришел в гости. Объяснение материала, вопросы и т. п. идут от его лица. Можно исполнить фортепианную пьесу Д. Б. Кабалевского «Клоуны», которая ярко иллюстрирует образ Петрушки.
Вопросы:
- Как одет Петрушка? (пестро, ярко, нарядно, на ножках красные сапожки и т. д.);
- Как вы догадались, что это Петрушка? (колокольчики, бубенчики на колпачке, в руках бубен);
- Что любит Петрушка больше всего? (играть, кувыркаться, детей веселить).
Оказывается, самое любимое занятие Петрушки – прислушиваться к разным звукам, которые «живут» в каждой вещи. Какую бы вещь мы не затронули, она «ответит» своим голосом, своим звуком.
Вопросы:
- А вы когда-нибудь обращали внимание на то, о чем «гворят» звуки, которые «живут» в вещах?
- О чем они думают?
- О чем хотят нам «рассказать»?
- О чем «переживают»?
- Чем хотят «поделиться» (грустью, радостью?
Нас окружает огромное разнообразие звуков, к которым мы привыкли и не замечаем. А вот Петрушка умеет и любит вслушиваться в звук. И вас хочет попробовать этому научить. Он говорит так: «Сначала надо просто дотронуться до каждой вещи. Только тихо. И если все дети будут слушать чутко, звуки «оживут».
Предложить детям по очереди дотронуться до разных предметов, послушать звуки, заостряя внимание на том, что у каждого звука свой, только ему свойственный «голос»
Вопросы:
- Кто-то, может быть, уже услышал, о чем «рассказал» звук?
- Может, кому-то звук успел «поведать» свою историю?
Дети дотрагиваются еще раз до различных предметов (окно, стол, пластмассовый пенал, металлические ручки и др.)
Педагог: Ребята, а Петрушка пришел не с пустыми руками.
( показ предметов: хрустальную коробочку, деревянный пенал, медный кувшин, лист бумаги.)
Петрушка будет дотрагиваться до какого-либо из этих предметов, а вы закрыв глаза, должны будете отгадать какой звук «заговорил».
Сначала Петрушка прикасается к хрустальной коробочке.
Вопросы:
-Почему вы сразу догадались, что звучит именно этот предмет, этот звук? (потому, что он звонкий, звенящий);
- Может быть, кто-то услышал, что он хрупкий? А хрупкий – это какой? Назовите еще хрупкие предметы;
- А как еще можно сказать, что звук хрустальный? (прозрачный, блестящий, искрящийся, переливающийся, легкий, тонкий, дребезжащий и др.
Чтобы отмечать особенности хрустального звука, Петрушка придумал различные значки. Попробуем и мы придумать свои значки.
Дети рисуют знаки, предварительно обсуждают, какой знак будет соответствовать данной особенности звука :
- звонкий – как колокольчик, и значок нарисуем похожий на колокольчик
- хрупкий – как скорлупка, значок нарисуем изломанными линиями
- легкий – как парашютик от одуванчика, значок пусть будет похож на пушинку
- тонкий – как волосочек, и знак изобразим тоненькой линией
- переливающийся – как радуга
- искрящийся - как звездочка на небе
- блестящий – как камушек на солнышке, и в знаке видно, как ярко он горит
- ледяной, колкий – как льдинка, знак нарисуем с острыми углами
- дребезжащий – как пружинка
- прозрачный – как стеклышко, и значок изобразим маленьким прозрачным квадратиком
Знаки рисуются на карточках и карточки кладут в кармашек «Звукового букваря», на котором нарисован Петрушка.
В заключении занятия разучивается «Песенка Петрушки»