Екатерина Барабанова
«Десна — главная река города». Конспект занятия по знакомству со стихотворением И. Швеца «По Десне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с главной рекой Брянска и Брянской области.
Задачи:
- расширять и углублять знания о природе родного края, о реке Десне;
- учить детей восхищаться красотой реки Десны;
- расширять представления детей о животных, обитателях рек, характерных для данной местности;
- формировать бережное отношение к природе;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия
1. Организационный момент
Выйдешь к Десне,
Глянешь вокруг, -
Сказочен край мой родной!
Шепчется лес,
Шепчется луг
Публикация «„Десна — главная река города“, Конспект занятия по знакомству со стихотворением И, Швеца „По Десне“» размещена в разделах
С резвой Деснянской волной. (Л. Мирошин, Б. Файсбисович)
Интересна история нашей красавицы реки Десны.
2. У истоков Десны
- Давайте попробуем найти Десну на карте (Педагог демонстрирует карту Брянской области, где ярко выделена река Десна). Вот она, наша река Десна. Начинается она с маленького родничка и обозначена тонкой синей линией, т. к. река еще мала и не так глубока. Место, где начинается река, называется - исток. (Показ фотографии с изображением истока Десны). Течет река тихо, спокойно. Потом в нее вливаются ручейки и мелкие речки, она становится глубоководной и широкой и обозначена на карте широкой линией.
Послушайте стихотворение :
Из недр земли забил родник
Ручьем хрустальным стал он в миг.
Спешат ручьи, вперед бегут
И вот рекой уже текут.
Зачарованная, несмелая,
Нежно-ласковая Десна,
Расплелась в зеленях с просторами
Голубая твоя коса.
В лунном мареве летнего вечера
Ты такою привиделась мне –
То ли девушкой, то ли реченькой
В несказанной земной красе.
Прелесть Десны начинается с её имени. Десна от слова «деснь - десница», т. е. правая рука, правосторонний приток Днепра.
Река Десна – одна из красивейших и полноводных рек Восточной Европы. Река Десна протекает по территории следующих областей (по мере называния области педагог транслирует ее местоположение на карте рядом с Брянской областью на мониторе ноутбука) :
1. Смоленской;
2. Брянской;
3. Курской;
4. Орловской;
5. Калужской;
6. Черниговской;
7. Киевской;
8. Белгородской;
9. Сумской.
3. Флора и фауна Придесенья (По мере рассказа педагога, на экране появляются изображения растений, животных, рыб)
На берегах Десны расположены крупные города : Ельня, Жуковка, Брянск, Трубчевск, Новгород-Северский, Чернигов.
Самым широко распространённым растением по берегам Десны и её границ является тростник обыкновенный.
Реликтовым водным растением является чилли или водяной орех или чертов орех.
Редким реликтовым охраняемым растением является водяной папоротник или сальвиния плавающая (распространена она в водоёмах Европы, Северной Африки, в Малой Азии, в Брянской области она отмечена в озерах левобережья Десны, у д. Уты, с. Лопушь Выгоничского района и под Брянском).
Самым красивым растением на водоёмах Придесенья Брянщины является кувшинка белая или лилия водяная белая.
Богат и разнообразен животный мир Придесенья. Из диких копытных животных встречаются лоси, кабаны, косули. Из пушных зверей широко распространена белка, из грызунов – заяц-русак, речные бобры.
В бассейнах реки Десны отмечены 42 вида рыб. Стерлядь – редкая осетровая рыба встречается в реке Десне. Самая распространённая рыба – хищник – щука.
Физкультминутка Игра ручеек (Дети становятся парами в затылок друг другу. Водящий проходит «по ручейку», берет за руку одного ребенка и проводит его «по ручейку». Оставшийся ребенок становится водящим и т. д.)
4. Знакомство со стихотворением И. Швеца "По Десне"
О реке Десне сложены и рассказы и стихотворения. С одним из стихотворений я хотела бы вас познакомить. Его написал наш земляк Иван Швец.
Наша лодка – моторка
Мчится вниз по Десне.
По любимому краю,
По родной стороне.
Слева - лес да озёра,
Да цветы на лугах,
Справа – села да села
На крутых берегах.
Слева сено сгребают
И везут на паром,
Справа – море ржаное
И комбайны на нем.
Позади - плотогоны,
Впереди ребятня
И шалит, и купает
Вороного коня!
- Дети, вам понравилось стихотворение?
- О чём говорится в стихотворении?
- Что больше всего запомнилось?
5. Подведение итогов занятия и рефлексия
О чём мы сегодня говорили? (ответы детей)
По какой реке нашего края мы путешествовали?
Как мы можем сохранить наши водоёмы чистыми? (ответы детей)
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!