Елена Веселова
Конспект занятия «Волга-матушка река, широка и глубока»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проблема окружающей среды (воды) является актуальной, поскольку изменения, произошедшие в природе в результате неразумной деятельности человека (загрязняются источники питьевой воды, меняется окружающая среда) приводят к ухудшению экологической обстановки и требуют решения.
Первые основы экологической культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте, так как дошкольники, получив знания о процессах, происходящих в природе, будут бережнее относиться к окружающей среде.
Цель:
Публикация «Конспект занятия „Волга-матушка река, широка и глубока“» размещена в разделах
- Дать представление детям о значении воды в жизни человека (на примере реки Волга, растений и животных;
- Объяснить необходимость ее охраны;
- Сформировать навыки экологической культуры;
- Познакомить с мерами об охране воды от загрязнения;
- Воспитывать бережное отношение к воде, как бесценному дару, любовь к природе родного края.
Задачи:
- Формирование экологических знаний о проблемах реки Волга.
- Формирование навыков экологического поведения в природе.
- Воспитание бережного отношения к природе.
-Формирование умений предвидеть последствия действий людей по отношению к окружающей среде.
-Формирование у ребенка желания заботиться о природе, охранять ее.
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая, двигательная, игровая
Материалы и оборудование:
Аудиозапись песен: «Речка быстрая» в исп. В. Толкуновой, «Течет река Волга» исп. В. Преснякова, аудиозапись сигнала SOS; слайды с изображением речных и природных пейзажей, картинки, фото с изображением рек; карта России, карточки с изображением птиц, живущих на воде, ПК.
Для эксперимента: три прозрачных стакана (два с водой: 1 стакан с чистой, другой – с мутной, один пустой, фильтры для воды (ватные диски)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море?» (Река)
Сегодня мы с вами поговорим об одном из символов России – великой реке Волга. (Звучит куплет песни «Речка быстрая» в исп. В. Толкуновой)
Волга – самая крупная на Земле и самая длинная в Европе.
Начинается она с небольшого прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности. Из родниковой воды родился маленький ручей, который храбро прокладывал себе путь среди густых трав. Постепенно встречал множество других ручейков. Они соединялись друг с другом, и, в конце концов, превратились в большую речку, потом в реку. Волга впадает в Каспийское море. (Показ на карте России). Среди степей, лесов медленно течет Волга. (Звучит фонограмма песни «Течет река Волга», показ слайдов с изображением речных волжских пейзажей)
Ребята, какие пословицы о Волге вы знаете?
Дети: Волга – всем рекам мать.
Каждая река к морю течет.
Пока есть хлеб да вода, все не беда.
Волга – добрая лошадка: все свезет.
Воспитатель: Как называют Волгу в народе?
Дети: «Волга - матушка», «Волга - красавица», «Волга - кормилица» и др.
Воспитатель: С волжскими речными просторами связаны привычные для нас картины, такие, как радуга, восход и заход солнца. (Показ слайдов)
Волга – это дом для рыб.
Дидактическая игра «Поймай рыбку» (назвать речных рыб).
Воспитатель: На берегах Волги живет много птиц, зверей, растут леса. Всех их поит река Волга. Ребята, подскажите, что растет в лесу? (ответы детей)
Дидактическая игра «Птицы, живущие на Волге» (назвать птиц по карточкам).
Воспитатель: На реке Волга есть красивое место – долина лотосов. Лотос – это цветок, который растет в воде. С первыми лучами солнца он раскрывает свои бутоны, а когда оно заходит, закрывает их. Семена этих цветов принесли на Волгу птицы (показ слайда долины лотосов).
Волга – помощница людей, река труженица. Вниз и вверх везут баржи различные грузы: лес, нефть, щебень. Это трасса для водных путешествий. Вдоль волжских берегов построено много городов, заводов. Волга поит горожан, крутит турбины электростанций, дает свет, защищает от зноя в жаркие дни.
Физминутка:
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко зубы щеткой трем.
Моем шею, моем уши
После вытремся по суше.
Люди привыкли к Волге, не замечают, что загрязняют ее. Из сточных труб заводов текут в реку грязные потоки, люди бросают в нее разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки, моют в ней машины. (показ слайдов)
Страдают птицы, животные, рыбы, растения.
Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в воде выявлено более 1200 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы, вызывающие серьезные болезни.
Волга в опасности!
Ребята, у вас на столах стоят два стакана с водой. В одном чистая вода из реки, в другом – грязная (после того, как люди загрязнили реку).
Давайте сравним воду в двух стаканчиках. В чем отличие? В какой воде могут жить рыбы, водные животные, а в какой нет? (Ответы детей)
Звучит сигнал SOS! (аудиозапись)
Воспитатель: Что означает этот сигнал? Сигнал бедствия. Волга просит помощи. Как ей помочь? (ответы, рассуждения детей)
Воспитатель предлагает очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой. (Дети сливают грязную воду в пустой стаканчик через фильтр. Когда вода вся очиститься, сравнить ее с водой в чистом стаканчике).
Воспитатель: Одним из главных богатств на Земле является вода. Поэтому ее надо беречь. Давайте вместе составим план по охране реки Волга. (Дети предлагают)
1. Оформить плакат «Берегите Волгу!»:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
Разместить плакат на городском пляже.
2. Нарисовать рисунки вместе с родителями на тему «Волга – матушка река», организовать выставку.
3. Вместе с родителями написать письма директорам промышленных предприятий города с требованием установить качественные фильтры для очистки воды, приложив в послания свои рисунки.