Лидия Корнева
План проведения Дня сказки в детском саду
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что–нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Утро:
Дети спешат в детский сад, а воспитатели готовятся к встрече с ними.
Сюрпризные моменты для введения детей в сказочный мир :
- на стекле окна группы можно расположить зайчика, сделанного из бумаги, с письмом;
Публикация «План проведения Дня сказки в детском саду» размещена в разделах
- можно попросить детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки;
- дети в группе могут найти цветик – семицветик с заданиями, разноцветную радугу или шарики из разноцветного сказочного государства;
- услышать голос волшебного цветка, что вырастила Фея доброты;
- превратиться в маленьких волшебников;
- встретить детей в костюме Феи и пригласить в страну сказок;
- можно изготовить красивую коробку с кукольным Петрушкой;
- дети могут услышать звон колокольчика за дверью.
А еще детям можно предложить следующее:
- принять участие в дидактической игре «Что изменилось в группе?»;
- подготовить выставку книг по сказкам народов мира;
- участвовать в викторине по сказкам, стихотворениям, миниатюрам, иллюстрациям из сказок;
- дети могут сами изобразить сказочных героев из предложенных им природных материалов. Например, сделать черепаху из пластилина и ореховых скорлупок, или аппликацию журавля, используя засушенные листья;
- перевоплотиться в сказочных героев;
- детям можно предложить послушать музыку;
- поиграть с рифмой по сказке «Палочка – выручалочка»;
- принести в группу «сказочную» шкатулку, в которой хранится «волшебная палочка» и другая сказочная атрибутика;
- в этот день дети могут получить звуковое письмо от одного из героев и отправиться в сказку.
Вариант звукового письма:
«Мои маленькие друзья!
Сегодня сказки откроют вам свои волшебные двери, и вы приедете в гости к сказочным героям. С какими удивительными персонажами вы встретитесь, узнаете, отыскав мои подсказки в группе».
1. Применение моделирования
Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.
Чтобы перейти к моделированию (символическому обозначению героев сказки, сначала необходимо прочитать и пересказать сказку, только потом перейти к собственному моделированию, непосредственному пересказу по предложенным признакам – моделям.
Модель сказки «Репка»
Посадил дед репку. Выросла репка какая? (Большая, желтая, круглая). У репки сверху листочки (маленькие, зеленые).
Пришел дед репку тащить. Дед какой? (Старый, усатый).
Пришла бабка. Бабка какая? (Старая, на голове платочек).
А внучка какая? (Маленькая, с бантиком).
Собачка Жучка какая? (Хвостик бубликом).
Кошка какая? (Серая, мягкая, усатая.
А мышка какая? (Маленькая).
Что есть у мышки? (Ушки, хвостик). Хвостик тоненький, как ниточка. И т. д.
Используя моделирование обращаю внимание детей на характерные признаки персонажей и при создании моделей придерживаюсь того, что дети запомнили о сказочных героях.
2. Использование коллажа
Коллаж - это учебное пособие, состоящее из листа картона, на который наклеены картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Кажущийся беспорядок составляет суть коллажа.
Главная задача – соединить, связать все эти изображения и символы в единый сюжет. Таким образом происходит обработка сюжетного метода запоминания. В работе с детьми использую развивающий коллаж, который способствует развитию психических процессов, развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.
На любых занятиях полезна физкультминутка по коллажу.
3. Мнемотаблицы
Мнемотаблицы удобно использовать в качестве дидактического материала.
Мнемотаблица - схема, в которую заложена определенная информация.
На первом этапе дети их рассматривают, разбираются в том, что изображено.
На втором этапе дети перекодируют (преобразовывают) информацию из абстрактных символов в образы персонажей сказки.
На третьем этапе осуществляется пересказ сказки с опоры на символы. Происходит обработка метода заполнения. Можно сделать и графическую зарисовку мнемотаблицы.
Опорными в таблице являются изображения главных героев, но можно отобразить и явления природы. В отличие от коллажа, символы подаются в определенной последовательности.
4. Использование карт Проппа
Наглядность и красочность их исполнения позволяют детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.
Представленные в сказках функции (запрет, появление главного героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями, - это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление.
Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как они воздействуют на все органы чувств.
Карты можно использовать и при сочинении сказок. Мы с детьми используем карты выполненные в сюжетном манере и красочно. Так же работаем над изготовлением карт-опор, где каждая из функции обозначена символом.
Такие моменты, как трудные испытания, победа, появление главного героя, вредительство, задача, борьба, я использую часто при ознакомлении со сказками а некоторые из них (сверхъестественная сила, антигерой, волшебные дары) мы применяем при творческом сочинительстве.
5. Фантазии.
Для развития фантазии важна не только окружающая среда но и ее восприятие ребенком, то, как она ему преподноситься.
Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, учавствуя в ней, прожив ее сюжет.
Сказку можно нарисовать сложить из ткани, переодеться в героев сказки и станцевать, создать сказочные звуки и запахи.
Большую помощь в этом может оказать Монтессори- материал (пипетки, баночки с зерновыми культурами, мешочки с травами).
Запомнить цепь событий происходящих в сказке, помогают «кубики времени», разработанные и изготовленные нами по методу М. Монтессори.
Изготовлены кубики.
Каждая сторона кубика представляет собой свой своеобразный «кадр» из сказки, эпизод.
С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий происходящих в сказках.
6. Применение тактильных дощечек.
Эти методы и приемы следовать использовать не только на занятиях, но и в различных режимных моментах, при проведении физкультминуток, так же при индивидуальной работе с детьми.
Одно из самых увлекательных моментов для детей- это время прогулки.
Как интереснее организовать прогулку по сказкам?
1. Еще в группе настраиваю детей на прогулку.
2. Использую такой прием: дети находят в раздевалки следы какого-то сказочного героя, распознают, чьи они.
Затем дети находят этого героя на участке, и он призывает их понаблюдать за природой.
Мы с детьми с удовольствием наблюдаем за облаками, отгадываем, на кого из героев сказки похожи облака.
Рисуем их очертание на песке, земле, снеге.
3. Наблюдаем за ветром. Какую сказку он прошептал на ушко? Запах какого королевства принес ветер?
4. Можно предложить игру «Мы фотографы», где ставиться задача: запомнить и описать или зарисовать то, что увидели дети.
5. Предлагаю детям решить проблемные ситуации: что было бы, если бы спряталось солнце, вышел из за куста волк.
6. Дети любят играть с песком. Можно построить из песка дом, для капризной кошки, лабиринт для злого волка.
7. Какая же прогулка без подвижных игр? Игры- эстафеты парами.
Пройди той же дорожкой, которой шли Заяц и Еж из сказки «Палочка -выручалочка» .
8. Трудовые поручения пройдут интересно и плодотворно, если их назвать «Волшебница - метка», «Палочка - выручалочка», «Золушка».
Также интересные формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым сказочным героям- это позволяет разнообразить прогулку, делает ее насыщеннее и увлекательнее.
А на обед можно придумать, например,
1. «В гостях у кролика».
2. «Что было бы если …»
3. «Витамины в тарелке».
4. «Богатырский обед».
Во время укладывания детей спать :
1. Почитать полюбившиеся сказки.
2. Раскрыть зонтик со снами Оле Лукойе.
3. Помогут детям заснуть мешочки с запахами «Сон- трава».
После сна дети ходят по сказочной дорожке.
Контрастные воздушные ванны можно связать со сказкой «Двенадцать месяцев».
Дыхательная гимнастика.
Игры с водой, опыты с водой, связанные со сказками.
Вечер
1. Заинтриговать детей и провести вторую половину дня под названием «Тайны сказочного вечера». Это бывают посиделки со сказочным героем, или дети вдруг находят волшебное письмо - пожелание, волшебный клубок и др.
2. Просмотр диафильмов по сказкам.
3. Нарисовать рисунки - фантазии.
4. Сюжетно- ролевые игры: «Доктор Айболит», «Моя семья», с Красной шапочкой.
5. Игры- забавы на примере сказки «Колобок».
6. Драматизация, использование всех видов театра. Игра без слов- показать эпизод с помощью мимики и жестов.
7. Строительные игры: избушка на курьих ножках, дворец царевны Несмеяны.
8. Кроссворды, ребусы, загадки по сказкам народов мира.
9. Литературный праздник «Салат из сказок».
Работа с родителями.
Даю родителям рекомендации, чтобы работа по этой теме проводилась и дома.
1. Семейная викторина.
2. Предложить детям дома прочитать экологическую сказку.
3. Театр кукол дома.
4. Домашнее задание детям, как прошел день в сказках. А внизу в виде пиктограммы нарисовать свое настроение.
5. Пересказ сказки в лицах.