Елена Жигалова
Деловая игра «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Семицветик» муниципального образования «Кезский район»
Старший воспитатель Жигалова Е. В.
«Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»
Публикация «Деловая игра „Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
1. Выявить уровень профессиональной подготовленности по проблеме реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС.
2. Углубить и расширить знания педагогов о содержании работы в ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
3. Определить проблемы и пути решения задач социально- коммуникативного развития.
4. Формировать у педагогов умение быстро и логически мыслить, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.
5. Развивать творческий потенциал педагогов.
6. Способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества в ДОУ.
Оборудование и материалы:
мультимедийный проектор, фломастеры, конверты с ситуациями, карточки с заданиями Предварительная работа:
-подготовка мультимедийной презентации по теме семинара;
-оформление методической выставки
- подбор литературы и оформление выставки для педагогов.
Организация проведения деловой игры.
Педагоги делятся на 4 команды. В команду каждый раз назначается эксперт, который в течение игры записывает и отмечает, кто принимает активное участие в игре. (дает фишку)
Ход мероприятия.
1. Вводно-организационная часть.
(Квик – настройка: это настрой педагога на успешную работу)
Вы успешная команда - своебразная социальная ячейка общества. Но задача каждого участника набрать, как можно больше баллов за активное участие и за компетентность в разных вопросах. В конце нашего мероприятия вы определим успешность нашей работы и успешного человека. И начнем мы с задания который вы видите на экране.
(методом мозгового штурма) Задание №.1
1Почему некоторые дети плохо социализируются в обществе?
2Почему дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом?
В течение 2 минут вы составляете перечень причин и предоставляете «эксперту», который готовит список на листочках для общей аудитории. Затем вместе из ответов экспертов выделяют 3-5 наиболее актуальные проблемы и озвучивают их
вопрос для обсуждения
Почему дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом?
Действительно, мы взрослые все чаще стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно - эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, и вам это известно, что лучший друг для современного ребенка - это телефон, или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, либо общаются виртуально. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный». На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
И сейчас мы с вами тоже попробуем пообщаться друг с другом и поиграем Коммуникативную игру
Задание № 2 Игра. Правила данной игры: Каждый педагог в течение 1 минуты говорит о себе начиная с фразы: «Вы ещё не знаете, что я очень люблю говорить о….» Называет какой-либо факт который большинству коллег неизвестен. Задача «Эксперта» зарисовывать схематично образ каждого педагога, по высказываниям, создавая единую картину данной команды и затем озвучивает результат. «В нашей команде собрались люди, которые…
Задание № 3 Как дошкольнику помочь научиться общаться?
К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
после обсуждения «Эксперт» делает заключение, озвучивая вывод команды
Сегодня деловая игра поможет определить уровень знаний в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Наша с вами задача создать Кластер словосочетания Социально – коммуникативное развитие
Кластер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
(на доске СКР)
Задание № 4 Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка (в группах нужно обсудить и придти к единому мнению формулировки как вы понимаете данное словосочетание)
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он умеет устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений (викепедия)
Задание №5. Какие 4 направления работы предлагает СКР?
Выберите правильные 4 направления работы, затем их наклеим
• Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. (СКР)
• Ребенок в семье и сообществе (СКР)
• Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. (СКР)
• Формирование основ безопасности. (СКР)
• Познавательно – исследовательская деятельность (Познавательное развитие)
• Ознакомление с предметным окружением (Познавательное развитие)
• Ознакомление с социальным миром (Познавательное развитие)
• Формирование словаря (Речевое развитие)
• Грамматический строй речи (Речевое развитие)
• Приобщение к искусству (Художественно – эстетическое развитие)
• Конструктивно – модельная деятельность (Художественно – эстетическое развитие)
• Приобщение к художественной литературе (Речевое развитие)
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (физическое развитие)
Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает :
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
• организацию предметно-пространственной среды в том числе для сюжетно – ролевых игр.
Задание №6.
Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя главным дает возможность управлять другими детьми, обрести друзей на всю жизнь.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
• Исследовательская деятельность дает возможность ребенку получать возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Изобразительная деятельность позволяет ребенку развивать мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать.
• Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Предметная деятельность удовлетворяет личную потребность. Помогает управлять игровой деятельностью, определяет лидерские качества
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует его на новые эксперименты, закрепляет его развитие мышления
• Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Коммуникативная деятельность помогает медлительным детям не чувствовать себя ущемленными и сохранит их желание играть в подвижные игры.
• Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
• Конструктивная деятельность дает возможность получить отчетливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины.
• Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
• Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые проекты вовлекает их в творческую деятельность.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.
Наиболее эффективным и доступным способом формирования социально - коммуникативных способностей дошкольников является игра.
Задание №7 Игра «Угадай профессию»
В процессе сюжетно – ролевых игр знакомства ребенка с профессиями и к уважению к их труду работы мы знакомим с различными профессиями я предлагаю вам игру
«Угадай профессию» (команда, не называя профессии, рассказывают о ней, а другая команда должна угадать)
1 команда (Корреспондент, Экономист, Швейцар, Тифлопедагог)
2 команда (Спасатель, Дерматолог, Системный администратор, Пчеловод)
3команда (Фермер, Лингвист, Нотариус, Кинолог)
4 команда (Охранник, Мастер маникюра, Ландшафтный дизайнер, Аниматор)
Задание № 8 «Дай ответ»
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.
(1команда)
«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т. д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть «в зоопарк». Но дети ни в тот, ни в последующие дни «в зоопарк» не играли. Почему?
(2 команда)
«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т. п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему?»
(3 команда)
Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т. д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило развитию игры?
(4 команда)
Мама девочки спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у девочки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?
Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
Рефлексия Игра «Разброс мнений»
- Вам предстоит ответить на данный вопрос, используя карточки с началом предложения:
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является….»
«Я могу применить это в своей работе так как…»
«Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…»
«Меня в этом вопросе больше всего смущает…»
Вывод Мы должны стремиться к тому, чтобы коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствовались, ребенок должен усвоить речевой этикет и способность поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания, логично и последовательно в диалоге и монологе. У детей должны быть сформированы элементарные способности домысливать события, умение владеть контекстной речью.
Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.