Ирина Приходько
Деловая игра с педагогами «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами об использовании малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает – «народная мудрость», устное народное творчество. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, в первую очередь, на развитие его речи. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. К сожалению, наши современные родители, в силу занятости, часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк, а произведения народного творчества практически даже не используют в раннем возрасте.
Публикация «Деловая игра с педагогами „Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы педагоги - практики прекрасно осознаём, что чем раньше начнем знакомить малыша с разными фольклорными жанрами, и чем чаще мы станем это делать, тем больше шансов на то, что ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Только целенаправленное и систематичное использование малых форм фольклора позволит добиться положительных результатов в данном направлении.
Как показывает практика работы, особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении, в период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период использование малых форм фольклора становится просто незаменимым. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной малышам формой. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети раннего возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Ценность детского фольклора заключается в том, что разные его жанры позволяют развивать коммуникативные навыки у детей раннего возраста, с их помощью взрослому легко устанавливать с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.
Использование малых форм фольклора способствует : развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю, пополнению его словаря, обогащению знаний грамматики родного языка. Знакомя малышей с разными фольклорными жанрами, мы развиваем у малышей творческие способности, развиваем их воображение. Малые фольклорные формы оказывают на детей и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Использование малых фольклорных форм в работе с малышами не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников. Отбор фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно.
Уважаемые коллеги, а сейчас, я предлагаю всем вместе с помощью викторины вспомнить многообразие малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста
1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду, вы знаете? Перечислите. (пестушки, колыбельные песенки, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки, считалки, заклички).
2. Как называются короткие рифмованные стихи, служащие для справедливого распределения ролей в играх? (считалки). Привести примеры.
3. Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Эта форма фольклора называется (закличка)
4. Назовите форму фольклора? «Шапка да шубка, вот и весь мишутка». (скороговорка)
5. Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)
6. Когда используется пестушка : «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба» (при купании)
7. Как называют следующие выражения: «Вова, Вовка -карапуз съел у бабушки арбуз»,», «Плакса, вакса, гуталин -проглотил горелый блин» (дразнилки).
8. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ (загадка).Загадайте загадки коллегам!
Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым, но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.
9. Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок» - дружба; «Репка» -трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)
10. Малые формы фольклора используются… Перечислите. (в период адаптации, в режимных моментах, в НОД, в игровой и самостоятельной деятельности.
Спасибо, уважаемые коллеги.
А сейчас я предлагаю более подробно остановиться на одной из малых форм фольклора – потешках, ведь именно они являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, ведь хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю, особенно в адаптационный период.
Жизнь малышей в детском саду – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с маленькими детьми песенки-потешки необходимо использовать во всех режимных моментах. Под потешки, дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление, а самое главное речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Уважаемые коллеги! На столах лежат карточки с заданиями. Я предлагаю, вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе вашей работы (потешки во время умывания, кормления, перед сном, перед выходом на прогулку). (выполнение задания)
И в заключении своего выступления, мне хотелось бы дать несколько добрых советов (пожеланий) по использованию малых форм фольклора с детьми раннего возраста :
* Педагог должен сам научиться владеть художественными средствами (петь, танцевать, играть на народных инструментах, только тогда он сможет добавить в различные виды деятельности с малышами элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда фольклорно-игровые моменты будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.)
* Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями.
* Необходимо помнить, что малыш, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
* При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.
* Отбирая произведения фольклора для детей раннего возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со взрослым.
Спасибо, уважаемые коллеги. Мне остаётся поблагодарить Вас за внимание и работу. Творческих всем успехов!