Наталья Полуян
Деловая игра с педагогами «Психолого-педагогический консилиум ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра с педагогами «Психолого- педагогический консилиум ДОУ»
Цель. Совершенствовать у педагогов понятие о психолого- педагогическом консилиумом как формой взаимодействия специалистов; осознание значимости консилиума, специфики работы. Мотивация педагогов на организацию совместной деятельности.
Ход.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Позвольте мне прочитать вам стихотворение Новеллы Матвеевой «Галчонок»
Потеряла галчиха галчонка –
Публикация «Деловая игра с педагогами „Психолого-педагогический консилиум ДОУ“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Колченожку, плюгашку, чернушку.
А подкинули галке скворчонка –
Прямоножку, милашку, пеструшку.
Стала плакать она и рыдати,
Стала грудью к земле припадати.
И слетелись на крик ее птицы,
И расселись по краю криницы.
- Что ты, глупая, плачешь, рыдаешь,
Что рыдаешь, к земле припадаешь?
Уж твое ли дитя не резвушка,
Прямоножка, милашка, пеструшка?
- Не мое это чадо, а ваше,
А мое-то дитя было краше –
Мутно перышко, тускла макушка,
Колченожка, плюгашка, чернушка!
Для чего я вам прочитала это стихотворение, вы, я думаю, поймете чуть позже. А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «То, что нас объединяет». (Педагоги располагаются по кругу). Мы недаром собрались здесь тесным кругом, ведь у нас есть много общего. Я прошу каждого из вас назвать это что-то, то, что нас объединяет.
Вы назвали много моментов, общих признаков, которые нас объединяют. И, на мой взгляд, главное – это любовь к детям, к каждому конкретному ребенку, стремление ему помочь. Причем нам не важно, какой это ребенок, пусть даже он напоминает нам галчонка из стихотворения, все равно для нас он – лучший, хотя бы потому, что – наш. И для нас очень важно, чтобы этот «галчонок» не стал «белой вороной» в коллективе сверстников (хотя это не всегда плохо для человека). И тут-то нас подстерегают трудности, не всегда нам удается воплотить в жизнь наше желание помочь ребенку. Почему так происходит – я предлагаю вам подумать (варианты педагогов).
Итак, мы обозначили основные проблемы:
- мы не всегда знаем, как можно помочь ребенку, что нужно делать;
- мы часто действуем порознь, «тянем воз в разные стороны», т. е. в нашей работе не хватает скоординированности, слаженности, единства, взаимодействия.
Одной из форм взаимодействия специалистов ДОУ является психолого- педагогический консилиум. Я думаю, что это словосочетание все вы не раз слышали, но, возможно, не все представляют в полной мере, что это такое, зачем нужно и как должно работать. И поэтому цель нашей сегодняшней встречи – совершенствовать знания о организации психолого- педагогического консилиума как формы взаимодействия специалистов; понять его значимость, специфику работы, роль каждого специалиста в нем.
Что такое консилиум? Консилиум – это совещание специалистов по какой-либо проблеме с целью ее всестороннего анализа, выяснения причин и вынесения общего единого решения по ее преодолению.
Какие специалисты образовательной организации могут входить в состав консилиума? (варианты педагогов).
Порядок организации, цели, задачи, функции, обязанности специалистов консилиума находят отражение в Положении о ПМПк. У вас на столах – примерное Положение. Предлагаю вам всем познакомиться с ним (педагоги читают, по мере необходимости задают вопросы).
А сейчас, для того, чтобы лучше понять значение, специфику работы консилиума, мы распределим роли и разыграем его по ролям. По ходу игры я буду объяснять этапы работы и особенности деятельности каждого из специалистов. Кто желает взять на себя роль логопеда? Кто хочет выступить в роли психолога?
1 этап – запрос. Итак, с чего начинает работу любой консилиум? Конечно же, с запроса. Запрос председателю консилиума может сделать любой из сотрудников образовательной организации, а также родители. Сегодня с запросом от лица воспитателя выступлю я (я предлагаю на консилиум виртуального ребенка, и любое совпадение с реальными детьми прошу считать случайным). Содержание запроса: ко мне в старшую группу пришел странный мальчик. Эта странность заключается в том, что он:
практически не играет, не общается с детьми, хотя прошло уже больше месяца с тех пор, как он начал посещать детский сад;
не знает элементарных вещей (времен года, названия некоторых животных, растений, не владеет элементарными навыками самообслуживания (не умеет застегивать пуговицы, надеть рубашку);
часто разговаривает сам с собой на «своем» языке, нередко не понимает, о чем его спрашивают.
Далее председатель назначает дату проведения первичного консилиума по проблеме, оповещает о ней всех членов консилиума.
2 этап – первичный консилиум, или консилиум по проблеме. Цель первичного консилиума – выявление характера трудностей, возникающих у ребенка, а также педагогов и родителей в работе с ним; установление возможных причин этих трудностей. Длится он обычно не более 50 минут, на нем определяется примерный срок следующего заседания, к которому специалистам, входящим в состав ППк, необходимо будет провести диагностику и составить своё заключение. Также на этом этапе заключается договор с родителями. Давайте проиграем эту ситуацию.
3 этап – плановый консилиум. Его цель – определение особенностей развития воспитанника, необходимого психологического, логопедического и другого сопровождения педагогического процесса, разработка маршрута развития (если необходимо). Представьте, что вы как специалисты уже провели всю необходимую диагностику и наблюдения и приготовили свое заключение по их результатам (приготовлено заранее, см. Приложение). Познакомьте остальных членов консилиума с ними, и давайте попробуем составить программу сопровождения данного ребенка.
На этом этапе необходимо выбрать куратора (ведущего специалиста, который будет отслеживать своевременность и правильность оказания ребенку психолого-педагогической помощи, ее эффективность, динамику развития ребенка, и выходить с инициативой повторных обсуждений на ППк.
Следующие консилиумы предполагают оценку динамики воспитания, обучения, коррекции; при необходимости - внесение поправок и дополнений в коррекционную работу.
В связи с завершением коррекционной работы проводится заключительный консилиум.
Необходимо отметить, что на сопровождение ППк не стоит брать сразу много детей, т. к. объём работы с каждым из них может быть достаточно большой, и тогда эффективность деятельности консилиума может оказаться низкой.
Итак, на этом работа нашего консилиума закончена.
Сейчас предлагаю наблюдателям обсудить игру (памятка).
Рефлексия. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что нового узнали, что поняли во время сегодняшней встречи?
- Какие чувства возникли у вас во время игры?
Итак, мы сегодня узнали и проработали особенности такой формы взаимодействия специалистов, как ППк. Несомненно, это очень важная деятельность, важная прежде всего потому, что направлена на оказание полноценной, комплексной помощи ребенку. Хочется верить, что приобретенные сегодня знания и опыт не забудутся и не останутся в дне сегодняшнем, а будут сопровождать нас дальше, будут помогать нам и детям. Спасибо за работу. Желаю вам успехов.