Ирина Мироновская
Деловая игра «Профессиональная компетентность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ»
Цель: Актуализация и развитие коммуникативных, организаторских и творческих способностей педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления, креативность.
Публикация «Деловая игра „Профессиональная компетентность педагога“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение работать в команде, желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
3. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов. Оборудование: Кружочки разного цвета, таблички с надписями: «Избушка», «Заяц», «Вековая сосна», «Часы», «Иван-царевич», «Баба-Яга», «Местный фотограф», «Новая реактивная ступа», «Кукушка», «Василиса Премудрая».
Предварительная работа: -подготовка табличек для театра-экспромта;
-разработка заданий для команд;
-составления конспекта.
План проведения:
1. Вступление.
2. Деловая игра :
2.1. Задание № 1 «Интеллектуально- творческая разминка».
2.2. Задание № 2 «Развитие творческих способностей и выразительной речи воспитателя».
2.3. Блицтурнир для капитанов.
2.4. Задание № 3 «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога».
2.5. Театр-экспромт.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Ход игры:
«Быть педагогом и жить любя, светить и озаряться этим светом,
И тратить целый век себя – такая честь в признанье этом!»
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. В зависимости от результатов можно выделить 4 уровня мастерства:
- репродуктивный уровень (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);
- адаптивный уровень (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);
- локально-моделирующий уровень (педагог умеет передавать, трансформировать информацию, и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);
- системно-моделирующий уровень (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).
Профессиональная компетентность связано с личностью педагога, с комплексом его качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Профессиональная компетентность - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.
Наш педсовет направлен на совершенствование профессиональной компетентности педагогов и пройдет в форме деловой игры. Принимают участие 2 команды педагогов. Мы начинаем с «Игры-задания для игрового настроя».
Игра «Комплименты».
Для этого мы все встанем в круг и скажем соседу комплимент. Этим мы снимем эмоциональное напряжение и настроимся психологически на положительный лад. Предлагаю разделиться на 2 группы, взяв из мешочка любую фишку, найти коллег, организовать свою группу, выбрать капитана и придумать названия команды.
Задание № 1 «Интеллектуально- творческая разминка».
(поочередно каждой команде задаю вопросы)
1 команда: Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов (наблюдение).
2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта (память).
1 команда: На основе чего разрабатывается примерная общеобразовательная программа? (на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта)
2 команда: Содержание работы в утренние часы (приём детей, игры малой подвижности, индивидуальная работа, беседы, труд в уголке природы, подвижные игры)
1 команда: Каким должен быть режим дня в детском саду и в семье? (единые требования соблюдения режима дня в семье и в детском саду)
2 команда: Назовите все образовательные области (социально–коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие). Задание командам: закончите четверостишья.
1. Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки (оказалось, это брюки.)
2. Надевать он стал пальто, говорят, ему: не то.
Стал натягивать гамаши ( говорят ему: не ваши.)
1. Он отправился в буфет покупать себе билет.
А потом помчался в кассу (покупать бутылку квасу.)
2. Побежал он на перрон влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы, (Рассовал их под диваны)
Задание № 2 «Развитие творческих способностей и выразительной речи воспитателя».
Задание – «Перевертыши». Нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
Задание команде 1.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь». Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
Задание команде 2.
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре только мальчики – «В джазе только девочки». Ручной кактус – «Дикая орхидея».
Блицтурнир для капитанов.
Вопросы капитану 1-й команды:
- Как звали трех поросят? (ниф-ниф,нуф-нуф, наф-наф)
-Где спрятались седьмой козленок? (в печке)
- Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье)
- Назовите друзей Бабы Яги? (кощей бессмертный и змей Горыныч)
- Где баба взяла муку на Колобка? (по амбару помела, по
сусекам поскребла)
- Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)
Вопросы капитану 2-й команды:
- Кем по ложности была Фрекен Бок? (домоправительница)
- Кто одолел Тараканище? (воробей)
- На ком добралась Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
- Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (вечность)
- Самый высокий герой Сергея Михалкова. («дядя Степа»).
- За сколько монет продал Буратино Азбуку? (за 4 сольдо)
Задание № 3 «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога».
«Креативность» обозначает - творить, создавать. Она проявляется, когда приходится действовать в ситуации неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
Креативность является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства и профессиональной компетентности.
В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Расскажу историю, герой которой обладал ярко выраженной способностью к творчеству. Вовремя, Первой мировой войны одному мистеру жена прислала письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ мистер написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. «Теперь посади картошку», - ответил мистер.
В театре – экспромта проявите свой творческий потенциал.
Участникам раздаются таблички с надписями: избушка, заяц, вековая сосна, часы, Иван-царевич, Баба-Яга, местный фотограф, новая реактивная ступа, кукушка, Василиса Премудрая.
Ведущий читает сказку, а герои вступают в разыгрывание действия, включая свои эмоциональные и театральные способности.
Сказка.
В темном-претемном, страшном-престрашном новогоднем лесу шли приготовления к празднику. Посреди поляны, озаренном туманным светом, стояла избушка на курьих ножках. Одинокий заяц то и дело подбегал под крыльцо, перебирал мохнатыми лапками и терся о костяную ногу.
На вечнозеленой вековой сосне, усыпанной пушистым белым снегом, весели кем-то забытые часы. Они покачались и поскрипывали на ветру.
Но вот показался храбрый-прехрабрый, могучий-премогучий Иван-царевич. Он был явно сердит и скрипел зубами, то и дело демонстрируя окружающим накаченные мышцы.
Страшно перепугался заяц и, пронзительно взвизгнув, умчался прочь. - Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу тылом! – крикнул царевич. Избушка не подчинилась. Иван вновь повторил просьбу. Из избы выбежала рассерженная Баба Яга. Она топала ногами и грозила косматым кулаком.
Иван смирил гордыню и улыбнулся широкой русской улыбкой. Местный фотограф сделал несколько рекламных снимков для нового лесного независимого издания «В улыбке - сила!» Растроганная Яга по-отечески обняла Ваню и подарила ему новую реактивную ступу с японским глушителем.
Часы показывали полночь. Заспанная кукушка, очнувшись ото сна, прокричала хриплым голосом три раза и, не успев закрыть рот, заснула опять. Сел Иван-царевич на ступу, прихватил с собой Бабу Ягу и меч булатный и умчался на новогоднюю встречу с Василисой Премудрой.
Царевна Василиса щедро одарила окружающих приветливыми взглядами, помахивала своими пуховым манто и с нетерпением ждала суженого. Радости молодых не было предела, когда они, наконец, встретились. Они пустились в пляс, а совсем разомлевшая Баба Яга рыдала от счастья. Молодые подошли к вековой сосне и завели дружный лесной хоровод. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец.
«Мы не всегда одеты от Версаче, и не всегда нас возит «Мерседес»,
Но мы решаем важные задачи, без нас немыслим общества прогресс
И речь такую, я друзья, трактуя, скажу вам всем, коллеги, не тая.
Нам не нужна профессия другая, горжусь я тем, что воспитатель я!
На этой оптимистичной ноте, наша игра заканчивается, спасибо командам за игру.
Рефлексия «Волшебная палочка».
Ведущий берет в руки волшебную палочку, поочередно передает педагогом и предлагает высказать свое мнение, что нового узнали для себя, хотели бы что-то из увиденного и услышанного применить в своей практике.
Подведение итогов игры.